В Большом премьера – «Сомнамбула» Беллини. В постановке оперы, исчезнувшей из репертуара театра 121 год назад, заняты мировые звезды.

Дело известное: собака лает, а караван идет. Пока все желающие мыли кости Большому театру, он готовил премьеру сезона — «Сомнамбулу» Винченцо Беллини, тем самым поддерживая заведенную несколько лет назад традицию показывать осенью новую русскую оперу, а весной — новую зарубежную. Наперекор всему. Это очень взрослое, профессиональное поведение — не поддаваясь обстоятельствам, делать то, что должен.

Для контраста с прошлогодней премьерой «Кавалера розы» Рихарда Штрауса театр в этот раз выбрал идеальную классику — образчик итальянского бельканто самого высокого разряда. Со странной гордостью театр напоминает, что в афише его не было 121 год — как-то не могла нежная итальянская «Сомнамбула» протолкнуться на сцену через бородатых «Годуновых» и гордых пролетариев. Год ее рождения — 1831-й. С одной стороны, это пейзанская идиллия: у как бы швейцарских крестьян во главе с парочкой Аминой и Эльвино нет забот, кроме свадеб, любви и верности, они обожают своего графа и держатся предрассудков, чью глупость граф им растолковывает. С другой стороны, Европа в самом нежном своем романтизме заглядывает в страхи, что буйно разрастутся в триллерах последующих времен. Надо же — сомнамбулическая невеста во сне пришла и улеглась в постель к графу, где ее и застали! И быть бы грустному финалу, но граф объясняет крестьянам специфику сомнамбулизма, а невеста, как по заказу, в другой раз идет с закрытыми глазами по смертельно опасному мосту, доказывая непреднамеренность поступков. Недоразумение разрешается, все рады и счастливы, впереди свадьба.

Разумеется, для кудрявости в сюжете есть вторая пара, то помогающая, то мешающая главной. Что касается распределения голосов, Винченцо Беллини слишком классик, чтобы отходить от принятых норм: главная пара — сопрано и тенор, вторая — меццо и бас, а добропорядочный граф отдан баритону, желательно бархатному. Можно представить себе, как почти два века назад действовала на публику трогательная сопрано, невинная, непонятая и вся в белом, шагающая во сне по мосточку над пропастью. Имея возможность блистать патриотизмом по осени, сейчас Большой пригласил на главную партию мировую звезду Лору Клейкомб. В ее репертуаре много бельканто — в нем американка и прославилась еще двадцать лет назад. К тому же она много раз бывала в Москве, знает местный климат и привычки, так что сомнамбула обещает быть прекрасной.

Постановочная команда выписана с родины бельканто: режиссер и художник — именитый миланец Пьер Луиджи Пицци, дирижер — идущий в гору Энрике Маццола. Само собой, поют на языке оригинала. Последняя, очень милая эстетская деталь — премьера в Милане прошла 6 марта, как сейчас в Большом. Так что у нас можно отметить ровно 182 года со дня рождения самой известной сомнамбулы.

фото: Дамир Юсупов / Пресс-служба Большого театра