Открывается «Новая пьеса» — внеконкурсная программа «Золотой маски». «ВД» выбрал главные события, в основе которых — новые, пока еще малоизвестные тексты.

«Ставангер»

Констнтин Богомолов продолжает заниматься «тарантиниезацией действительности», впрочем, есть мнение, что российская реальность самаформатирует себя, взяв за образец жуть и трэш. Впервые работая в Латвии, Богомолов выбрал для постановки пьесу Марины Крапивиной, которую, правда, изрядно переписал. Речь идет о молодой женщине, уставшей от родины и выскочившей замуж за норвежца. Уклад чужой жизни кажется ей полным абсурдом, семейное счастье не задаетс я, а спектакль становится грандиозной пародией на современную жизнь вообще. Рижские критики уже признали спектакль главным событием сезона. Теперь очередь за Москвой.


«Подросток с правого берега»

Главный режиссер Красноярского ТЮЗа и один из самых многообещающих постановщиков Роман Феодори пригласил к себе столичных драматургов и, дав им в помощь своих артистов, отправил «в народ» — чтобы по крупицам собрать портрет своего потенциального зрителя. Портрет вышел шокирующий и нелицеприятный, а спектакль стал одним из громких событий в городе. У нас есть возможность сравнить столичных подростков и молодежь с правого берега Енисея.


«Маскарад Маскарад»

Михаил Юрьевич Угаров переписал «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова. «Интересно, каким мог бы быть сегодняшний Арбенин? Какие у него домашние тапочки, почему он носит серьгу в ухе и какие книжки читает? А читает он „Маскарад“ Лермонтова — со скукой и почтением. Он, как и мы, не понимает внезапного ослепления героя, а потом сам попадает в такую же классическую западню», — так рассказывает Угаров о своей новой пьесе. Те, кто попал в феврале на первую читку в «Мастерской на Беговой», уверяют, что новый «Маскарад» — это очень круто, причем пьеса написана не по мотивам произ ведения Лермонтова, а как своего рода диалог с ним. В о бщем, тем, кто хочет разобраться, почему, например, пьесу Лермонтова цензура сочла эротической, и почему Арбенин не может закрыть глаза на измену жены, стоит отправиться на Беговую. Ведь Угаров — не только крестный отец всей новой драмы, но и сам тончайший драматург.


«Наш класс»

Основанная на реальных исторических событиях и полемизирующая со знаменитым «Умершим классом» Тадеуша Кантора, пьеса драматурга Тадеуша Слободзянека тоже рассказывает историю одноклассников из маленького городка в Восточной Польше. Действие начинается перед Второй мировой войной, а заканчивается в наши дни. До этого времени доживут отнюдь не все герои — ведь с приходом Красной армии, а потом нацистов бывшие приятели и соседи по парте разделятся на палачей и жертв, евреев и антисемитов — и даже окончание войны не сможет остановить порочный круг насилия и предательства. Режиссер Онджей Спишак умеет говорить о неизбывных ужасах ХХ века просто и без пафоса. А сам спектакль стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы лишний раз убедиться: польский театр сегодня один из самых сильных в мире.


«Talk to me»

Хореограф Март Кангро собрал финских и эстонских танцовщиков и музыкантов не для того, чтобы танцевать и музицировать, а чтобы поговорить со зрителями о себе и своей жизни. Кто-то делится историей своей первой влюбленности, кто-то — рассказом про неудачную банковскую операцию. Но в итоге между актерами и залом возникает тесная связь, словно дело происходит на дружеских посиделках у костра. В финале артисты неуверенно
затягивают One Way Ticket, а зрители как-то сами с обой начинают подпевать. Согласитесь, на фоне всех разговоров о кризисе театра такое дорогого стоит.

фото: пресс-служба фестиваля «Золотая маска»