Осенью в репертуаре «Школы современной пьесы» появится очередная «Чайка». Музыкальная. Правда, на этот раз в виде классической оперетты (по мотивам пьесы Чехова, разумеется). «ВД» устроил художественному руководителю театра Иосифу Райхельгаузу допрос с пристрастием.

– Почему в качестве материала вы снова выбрали «Чайку»?

– Это гениальная пьеса, которая все вынесет. Есть великий трагический Антон Павлович Чехов, но он же, извините, и Антоша Чехонте – самый ироничный из всех ироничных, самый абсурдный из всех абсурдных. Потому он и гений, что содержит все это. Важно найти и вычленить нужный аспект. Русский театр был силен опереттой. Станиславский считал оперетту высочайшим жанром драматического театра. Надеюсь, что наши актеры – Альберт Филозов, Лев Дуров, Владимир Качан, Саид Багов, Анжелика Волчкова, Ольга Гусилетова – смогут сыграть оперетту.

– Это ваш ответ засилью импортных мюзиклов?

– Второэкранных мюзиклов. Даже на Бродвее смотреть мюзиклы скучно, а у нас просто невозможно.

– В новой «Чайке» все будут петь и танцевать?

– Да, мы очень серьезно этим занимаемся. На роль Аркадиной пригласили Татьяну Ивановну Шмыгу, которая представляет некий камертон этого жанра. Для постановки танцев позвали главного балетмейстера Московской оперетты Бориса Барановского. В этом году нашему театру исполнится уже пятнадцать лет, и мы можем позволить себе иногда жить весело. Сегодня, когда театр вынужден конкурировать с эстрадой, телевидением, низкопробными боевиками, особенно важно удивлять зрителя, провоцировать его…

– «Школа современной пьесы» открывает новый сезон на месяц раньше остальных театров. Это хитрый стратегический ход?

– Нет, мы очень много работаем в течение сезона, сильно устаем и начинаем чувствовать лето уже в апреле. Прошлый сезон был очень насыщенным, тяжелым. Состоялось четыре премьеры – это много для нашего, в общем-то, небольшого коллектива. Начали сезон с «События» в постановке Франсуа Роше, в ноябре вышла новая редакция спектакля «Прекрасное лекарство от тоски» с Натальей Андрейченко и Альбертом Филозовым, затем – замечательный спектакль «Вредные советы». Была драматическая история со сложной пьесой Казанцева «Кремль, иди ко мне!», когда спектакль был показан неоконченным и критики набросились на него. А через некоторое время спектакль встал на ноги и получился серьезным и внятным. Вот почему мы устали и рано ушли в отпуск. А это чревато тем, что нужно рано выходить. К тому же уже много лет наш театр сам зарабатывает себе на жизнь. Зарабатывает тяжело. Поэтому для нас любая новая работа, предполагающая солидные затраты, требует невероятных усилий: бесконечного обкатывания репертуара, больших зарубежных туров. К счастью, мы выезжаем на коммерческие гастроли. В Женеве двадцать дней играли спектакли на русском языке с подстрочным переводом – с аншлагом! Сейчас предстоит отрабатывать огромную сумму денег, которую театр взял в долг для выпуска спектакля «Чайка. Классическая оперетта». Одни костюмы стоят 30 тысяч долларов. Хотим сделать серьезную классическую оперетту.

– Как идет строительство вашей новой сцены?

– Пока никак. Все время проходят какие-то согласования… Наш театр расположен в очень сложном месте – центр Москвы, рядом река Неглинка, нельзя достраивать ни в высоту, ни в ширину. Нам очень понравилась идея замечательного испанского архитектора Манолы Нуниеса, не так давно построившего театр в Барселоне: здание возвышается над площадью буквально на два этажа, все остальное уходит под землю. Мы пригласили Нуниеса в Москву. Познакомившись с нашими сложными условиями, он загорелся идеей, сейчас работает над первой стадией проекта. Нуниес хочет сделать зал на 700 мест, который будет расположен в глубине двора (историческое здание останется неприкосновенным). Протекающую под землей Неглинку архитектор собирается очистить и запустить в фойе. Если все получится, это будет очень красиво.

– Ваш театр является инициатором драматургического конкурса «Действующие лица». Много ли работ поступило на конкурс?

– Вот, смотрите (обводит рукой кипы рукописей, которыми завален его кабинет). Из них выберем лучшие. Десять планируется выпустить отдельным сборником. Будут вручены три премии. Первая – семь тысяч долларов, вторая – три, третья – полторы. Это самая крупная премия в России.

– Ваши воспоминания «Не верю» вызвали много разных откликов и споров. Со сколькими людьми поссорила вас эта книга?

– Была ситуация с моим другом. Мы учились на одном курсе, много лет прожили вместе в общежитии, я считаю его выдающимся режиссером мирового уровня. Это Анатолий Васильев. Недавно мне сказали, что у Васильева идет спектакль «Путешествие Онегина»…

– И там в каждом «ругательном» месте звучит слово «Райхельгауз». Собираетесь как-то парировать этот выпад?

– Режиссеры иногда посылают друг другу «приветы», порой обидные. Но я не обижаюсь на Васильева – слишком большой отрезок жизни нас связывает. Мне несложно сыронизировать на его счет, но я не буду этого делать. А «Путешествие Онегина» посмотрю с удовольствием.

– Продолжится ли в новом сезоне традиция клубных вечеров?

– Да. Их будет не так много, как в прошлом сезоне. Но обязательно состоится вечер «СтихиЯ», традиционный День Булата Окуджавы (он будет посвящен 80-летию поэта), а в старый Новый год устроим особенно любимый нашими зрителями «Вечер театральной байки».