Действие «Гамлета» перенесено из эпохи Возрождения в эпоху вырождения: дикие полуголые обитатели Эльсинора пытаются совокупиться с портретом Моны Лизы.

Первое впечатление от спектаклей Николая Коляды обычно получаешь еще при входе в театр, увидев, как толпа безбилетников штурмует вход. Шок случается несколько минут спустя, когда на небольшую сцену вываливает толпа грубо размалеванных агрессивных оборванцев. Само собой, это актеры «Коляда-театра», но их сходство с московской безбилетной толпой кажется поразительным. Понятно, что после этого морщить нос от постановок Коляды, действие которых всегда происходит на помойке, все равно что пенять на зеркало.

Свои спектакли Коляда создает из всякого подручного хлама вроде ковриков с кошечками, винных пробок, консервных банок, конфетных фантиков (фантики были главной деталью оформления и почти что действующим лицом его нашумевших «Ромео и Джульетты») и прочего утильсырья. В «Гамлете» к этому добру добавились репродукции «Джоконды», «Мишек в лесу» и «Незнакомки», развешанные по задрапированным черной тканью стенам вперемешку с какой-то эротической мазней.

С искусством в этом Эльсиноре — полная демократия: у каждого есть по картине в золоченой раме. Но к «Джоконде» варвары, танцующие под гармошку так, что стены их утлого дворца ходят ходуном, относятся с особым пиететом. Стрезва нежно гладят полиэтиленовую пленку, которой закрыт холст, а спьяну лапают «Лизину» грудь, прижимают портрет к причинным местам, заходясь в экстазе.

Чем дальше катится спектакль, тем яснее, что очертания и гримасы актеров, наряженных в короткие бархатные юбочки, напяленные поверх старых треников, и в аляповатые цветные береты, подсмотрены у персонажей Босха и Брейгеля. Но если на картинах жутковатые уродцы копошатся на фоне божественно красивых пейзажей, то в спектакле глаз может отдохнуть разве что на «Моне Лизе». Здесь похожий на пэтэушника Клавдий (Антон Макушин) начинает свой первый монолог, сидя в ванне в окружении людей-псов, высунувших от подобострастья языки и произносящих заклинания в сторону душа (и вода начинает-таки литься). Вот Офелия в исполнении Василины Маковцевой — она похожа на грустную обезьянку, некстати задумавшуюся о смысле бытия. Тощая, прижимающая к себе живую мышку (подарок принца), она сама кажется загнанным зверьком.

Единственный человек среди стада полуобезьян — принц Гамлет (пластичный и тонкий Олег Ягодин), за что, собственно, его и убивают. Да еще тень его убитого отца — в этой роли является сам Николай Коляда, одетый в шотландскую юбку, рокерскую футболку, с белыми пушистыми крылышками и нимбом над головой. Он выходит на сцену на первом же монологе сына, нежно оглаживает висящих по стенам «Мишек в лесу», подымает глаза кверху и беззвучно ругается с кем-то невидимым.

Собственно, только этой паре исполнителей удается едко высмеять псевдоклассический пафос, а вместе с ним и весь наш академический театр, против рутины и мертвечины которого борется драматург и режиссер Коляда. Со всеми же остальными актерами происходит досадное превращение: когда они упоенно танцуют или играют в обезьяньи игры — посыл спектакля понятен, и впечатление создается довольно сильное, хоть и однообразное. Но едва открывают рот, выясняется, что классический текст звучит в их устах так же фальшиво и приблизительно, как и в любом среднестатистическом театре.

фото: пресс-служба ТЦ «На Страстном»