На сцене «Новой оперы» премьера «Трубадура» – театр выпускает спектакль как раз к юбилею популярнейшей оперы Верди.

В январе этой опере стукнет 160 лет, но она остается одной из самых исполняемых и уж точно популярнейшей оперой Верди. Да, талант великого старца — категория неоспоримая и неразменная, но какждала засиженная австрийцами Италия каждый его новый опус, как жадно ловила свежую мелодию — чуть ли не в любой романтичной арии италь янцам слышался призыв к свободе, и не от сладких оков любви, а от засилья северных врагов. Заряд энергии бьет из Il Trovatore по сей день, несмотря на пряную канву мелодрамы. Это прихотливая смесь из «Эсмеральды» и «Спящей красавицы», «Тоски» и «Иудейки» с мотивами вечнозеленого индийского кино. Два брата — трубадур Манрико и Граф ди Луна, не знающие о своем родстве, соперничают в борьбе за любовь герцогини Леоноры. Ничего хорошего из этого не выйдет, можно не сомневаться. Само собой, слабее оказывается трубадур (поэты и романтики всегда страдают): о держимый ревностью и жаждой мести, графс красивым именем ди Луна сначала обрекает на смерть его приемную мать, цыганку Азучену, а затем казнит собственного брата, которого вообще-то разыскивал всю сознательную жизнь по завету покойного отца.

В истории виден испанский след, да так оно и есть: Верди вдохновила пьеса испанского драматурга Гутьерреса, драма с сетью интриг, роковых тайн, пламенной любовью и грозными поединками, щедро приправленная романтическим флером европейского рыцарства. Все они, не исключая и хранящую до поры тайну цыганку Азучену, одарены звучными, выразительными мелодиями. «Свиту» играют цыгане, монахи, солдаты и приближенные графа, которым Верди раздал отличные ансамбли и хоры. Весь музыкальный материал настолько выразителен, что, помимо уже поминавшейся популярности всей оперы, арии и хоры из нее часто исполняются в концертном виде.

«Новая опера» подступалась к «Трубадуру» шаг за шагом, и на прошлогоднем фестивале «Крещенская неделя» театр как раз исполнял концертную версию. Сейчас дирекция благоразумно не стала изобретать русский велосипед, позвав на постановку творческую команду итальянцев. Режиссер Марко Гандини (ставил почти во всех крупных оперных театрах), сценограф Итало Грасси и художник по костюмам Симона Моррези работают вместе в третийраз и друг друга понимают. В Москве к ним примкнет световых дел мастер Вирджинио Леврио. Самая тяжелая черновая работа с солистами и хором ложится на плечи хормейстеров Натальи Попович и Виктора Кутураева. А главным оркестровым таинством займется благородный домовой «Новой оперы», главный дирижер театра Ян Латам-Кёниг.

Опера в двух действиях исполняется на итальянском языке с русскими супратитрами и, по существующей в Отечестве моде, рекомендована детям старше 12 лет. Чем не угодил Верди блюстителям нравов, неизвестно, но будем считать, что в данном случае проявлена забота о неокрепшей детской психике. И о взрослых, имеющих шанс получить глубокие эмоции в наше суетное и заполненное суррогатами время. Их, кстати, придется огорчить: в кассах билетов на ближайшие даты нет вообще, на январь остались сущие единицы, так что можно рассчитывать лишь на февраль да на удачный с лучай.

фото: пресс-служба театра