Когда на улице — мрак и межсезонье, самое время коротать вечера в театре. «ВД» предлагает лучшие варианты театральных уик-эндов.

«Событие»

Если вы еще не видели набоковское «Событие» в постановке Константина Богомолова, пора восполнить этот пробел. Пьесы Набокова ставят редко — режиссеры не знают, как поступить с этой смесью едкой литературной пародии и ностальгии. Богомолов рискнул — недаром же в его арсенале есть диплом филолога МГУ. «Событие» написано в 1938-м, на Лазурном Берегу, в Ментоне — в том самом месте, кудатрадиционно съезжались больные туберкулезом. Дача в Ментоне, напомним, была и у чеховской Раневской, но ее пришлось продать за долги. Как и Раневская, герои «События» тоскуют по родине и сильно нуждаются в деньгах — это русские эмигранты, поневоле осевшие в Германии и разговаривающие с интонациями, взятыми напрокат у персонажей Чехова и Тургенева. А на дворе, напомним, 1938-й. И вынести этоо бстоятельство за скобки Богомолов, на этот раз не позволивший себе никаких «хирургических» манипуляций с текстом, не может. Вот потому пока персонажи Набокова решают, как уберечься от бывшего любовника героини, когда-то ворвавшегося в дом с револьвером, а теперь досрочно освобожденного из тюрьмы, за окнами слышатся бравурные нацистские марши, а на окнах появляются свастики и желтые звезды. Но люди в гостиной слишком заняты своими страстями. Главную героиню, красавицу по имени Любовь, играет Марина Зудина, ее трусливого пошляка мужа — отлично дебютировавший на сцене МХТ Сергей Чонишвили, а ее любовника, тоже отменного пошляка, Игорь Верник. Роль писательницы Антонины Павловны, матери героини, донимающей всех своими эссе про лебедей, стала коронным номером Александра Семчева. Но не пугайтесь: вместо грубых шаржей и радикализма на сцене царит сплошная элегия. Не верите — убедитесь сами.

фото: Михаил Гутерман


«Каменный гость, или Дон Жуан мертв»

В ШДИ вновь играют спектакль, поставленный Анатолием Васильевым в Москве в 2006-м, до его конфликта с московскими властями. Сегодня конфликт позади, Васильев вернулся из эмиграции, но новых постановок пока не планирует. Режиссеров такого класса, как Васильев, во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Так что его «Каменного гостя», в котором органично сплавлены воедино текст Пушкина, опера Даргомыжского, офорты Гойи и современный танец с элементами ушу, — надо смотреть обязательно. Если даже вам наскучат музыка, или стихи, или постмодернистская ирония режиссера, все равно залюбуетесь уникальными декорациями и костюмами художника Игоря Попова. Таких стильных дамскихплатьев ни на одном подиуме не увидишь.

фото: Владимир Луповской


«Триптих»

Пушкинский «Триптих» в «Мастерской» состоит из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста». Петр Фоменко в этом спектакле всласть смеется над старым, традиционным театром и выстраивает новый — идеально вписывающийся в архитектуру нового здания «Мастерской». Спектакль поставлен на Малой сцене, причем по ходу действия она постепенно расширяется, вбирая в себя почти все двухэтажное фойе. «Мы хотели привить театральный микроб всему этому мраморному, современному зданию, соединить театр с архитектурой», — объяснял Мастер на премьере.

«Триптих» начинается с «Графа Нулина», жанр которого обозначен в программке как «сентиментальный анекдот». На узкой сцене и галерее над ней разворачивается типично «фоменковский» спектакль, в котором будто нарочно собраны все приемы и штампы «Мастерской». Галина Тюнина, зевая, поправляет чепец, изображая скучающую в уездной глуши Наталью Павловну. Мадлен Джабраилова скачет резвой служанкой и смачно грызет яблочко. На галерее старательно скрипит пером Кирилл Пирогов, автор-сочинитель с пушкинской шевелюрой и баками, он же повеса Лидин, пользующийся тайным расположением героини. Постепенно, однако, понимаешь, что Петр Фоменко подтрунивает не над штампами собственных артистов, а над театром вообще: старым добрым т еатром с его буклями и париками, француз-ской р ечью, манерой распевать на два голоса, жеманиться и объясняться в любви. Однако у артистов «Мастерской» все это выходит так затейливо, что режиссер, а вслед за ним и зритель испытывают то же, что красавица, решившая сменить гардероб и на миг залюбовавшаяся старыми платьями: может, так сейчас и не носят, но выглядят они прелестно.

В «Каменном госте» театр больше не притворяется традиционным. Завеса, казавшаяся задней стеной крошечной сцены, спадает. За ней оказывается фантастической красоты пространство, превращающееся то в ночной Мадрид, то в гулкие своды храма. Дон Гуан (Кирилл Пирогов) с дьявольской ловкостью преследует Донну Анну (Галина Тюнина)... Если вы никогда еще не были в «Мастерской», начинать знакомство можно с этого спектакля. Потому что в нем есть главное: хоть и ироничное, но вполне рыцарское отношение к театру. И оно, поверьте, заразительно.

фото: Лариса Герасимчук


«Вальс одиноких»

Если же всем жанрам вы упорно предпочитаете комедию, то вот вам новый сюжет от Семена Злотникова. У богатой и красивой американки Мэрилин (Татьяна Веденеева) было четыре мужа, но все они куда-то испарились. И вот теперь некий Джонатан, а точнее наш соотечественник Жора (Владимир Шульга), знакомит ее со своим другом Антоном (Юрий Чернов), который совсем не говорит по-английски. События развиваются стремительно. Нескучный вечер в театре гарантирован, хотя тем, кто привык на- деяться на гида-переводчика, придется лишний раз задуматься: не пора ли, наконец, выучить язык.

фото: Герман Жигунов