показывает один из лучших своих проектов.

Спектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом» идет уже 18 (!) лет – с 1994 года. Именно тогда, в начале 90-х, в Петербурге сложился альянс актера с режиссером Григорием Козловым, в постановках которого Алексей Девотченко сыграл множество ролей. Тогда же стало ясно, что он отлично держит зал, – сегодня Девотченко, несколько лет назад перебравшийся из Питера в Москву, играет моноспектакли по Михаилу Салтыкову-Щедрину и Оскару Уайльду, Эдуарду Лимонову и Иосифу Бродскому. Его тема – маргиналы-одиночки, в сущности,  «маленькие люди», которых, впрочем, язык не повернется так назвать – слишком уж они одарены умом и индивидуальностью.

Правда, ум этот – из тех, что приносит его обладателю одно лишь горе: желчный, язвительный, беспокойный, иногда рискующий сорваться в безумие. Неслучайно Девотченко играет в ТЮЗе гоголевского Поприщина в «Записках сумасшедшего», поставленных Камой Гинкасом. Что до Саши Черного, то тут безумия нет — только острый, беспощадный ум, все замечающий: и то, что в доме «пахнет мыльною водой, старым салом и угаром», и то, что «Есть парламент, нет? Бог весть, я не знаю. Черти знают». Элегантно наигрывая на фортепиано, Девотченко передает это самоощущение человека, жизнь которого лишь слегка прикрыта нищим прогорклым бытом, как истертым ковром, – чуть сдвинь его, под ним обнаружится такая бездна, что закружится голова. Относительно этой бездны у героя Девотченко нет никаких иллюзий – она страшна и безжалостна. А потому «так и тянет из окошка брякнуть вниз о мостовую одичалой головой…».

В 90-е «Концерт Саши Черного» звучал актуально – вся наша жизнь тогда перевернулась и ощущение неустойчивости, неуверенности было типично для многих. Актуален он и теперь, ведь сегодня, как и в начале ХХ века, «люди ноют, разлагаются, дичают, и постылых дней не счесть...».

фото: пресс-служба Театра «На Страстном»