Одним из главных событий фестиваля NET станет показ самой масштабной постановки молодых Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского.

Спектакль Shoot / Get Treasure / Repeat (дословно: «Выстрели / Захвати сокровище / Повтори») основан на цикле из 16 пьес англичанина Марка Равенхилла и в оригинальной версии длится 8 часов. В этот раз он будет сыгран в новом варианте, продолжительность которого, как обещают, станет меньше.Впрочем, сократится он только за счет антрактов – прежде их было аж 15.

Всего за несколько лет Дмитрий Волкострелов сумел завоевать репутацию главного разрушителя сценических устоев. Ему ничего не стоит поставить спектакль по пьесе из одного предложения, который длится 5 минут (как «Солдат» в московском «Театре.doc»), или по драме, состоящей только из фотографий (как «Я свободен» в его родном театре Post). В амбициозном проекте по Равенхиллу режиссер, взяв в соавторы своего сокурсника Семена Александровского, снова играет с формой: действо заявлено не как спектакль, а как «музей 16 пьес». Это нечто среднее между театральным зрелищем и серией интерактивных инсталляций.

Пьесы Равенхилла написаны под впечатлением от событий 11 сентября в США и затрагивают самые разные темы – от войны с арабским миром, расовой ненависти и терроризма до любви и смерти. Это небольшие этюды на несколько страниц, каждый из которых озаглавлен в честь известного произведения мировой культуры. Тут есть и «Одиссея», и «Война и мир», и «Преступление и наказание», и «Гибель богов», отсылающая к опере Вагнера и фильму Лукино Висконти. Речь не о перепеве старых сюжетов, а просто об ассоциативном ряде. Среди героев Равенхилла – призрак безголового солдата, шахиды, беженцы, матери и дети, мужья и жены, актеры и телеведущие. Во многих пьесах вообще нет конкретных персонажей, они растворяются в хоре, который образуют голоса всех слоев современного общества.

Волкострелов и Александровский показывают как бы два спектакля сразу – они идут параллельно в разных залах: от начала к концу и от финала к прологу. Зритель волен выбирать, в каком порядке их смотреть. Актеры в этом «музее» появляются далеко не всегда. Так, одна из драм идет в полной темноте под звучание заранее записанных фраз, в другой текст транслируется через наушники, а в третьей и вовсе полностью проецируется на экран, пока герои обедают в полной тишине. Финальная же часть вообще находит свое воплощение в Facebook: актеры просто сидят за ноутбуками, выкладывая реплики как комментарии к посту — к их переписке может присоединиться любой пользователь.

Этот проект похож на учебник по современному театру: он предлагает множество разных способов подачи текста, каждый из которых нацелен на то, чтобы преподнести его в первозданном виде, с минимумом смысловых искажений. В театральном сообществе Shoot / Get Treasure / Repeat уже вызвал крайне неоднозначную реакцию, но ясно одно: ничего подобного на российской сцене вы больше не увидите.

фото: Юлия Люстарнова /Театр Post