14-й фестиваль Нового европейского театра (NET) проходит в рамках Года Германии в России. Никаких барьеров, в том числе жанровых и географических, фестиваль, как и раньше, не признает.

Программу откроет Octopus — спектакль режиссера и хореографа Филиппа Декуфле. Щупальца этого «Осьминога» (так переводится слово octopus) дотягиваются до всех жанров: современного танца, перформанса, цирка, видеоарта и драматического театра. Декуфле, 15 лет назад поразивший Москву своим «Декодексом», за эти годы преуспел: в его послужном списке — представления в «Цирке Дю Солей» и постановка церемоний открытия и закрытия зимней Олимпиады в Альбервилле. Короче говоря, если вы решили приобщиться к актуальному искусству, лучшего варианта не найти: Octopus доступен и искушенному эстету, и массовому зрителю. В дополнение к спектаклю можно посмотреть придуманную компанией Декуфле выставку оптических инсталляций «Оптикон», которая откроется в «Новом Манеже» с 16 ноября, и побывать на сольном концерте Носфеля — одного из музыкантов труппы в клубе Zavtra.

Не стоит пропускать и «Завещание» немецкой компании She She Pop. Развивая темы «Короля Лира», известные перформансистки пригласили на сцену своих настоящих отцов, а сцена, по меткому наблюдению немецкой критики, стала переговорной, в которой представители разных поколений судорожно ищут компромисс. Тем, кто жаждет в очередной раз услышать со сцены текст Шекспира, лучше не беспокоиться, всех остальных ждет необычный вечер и, возможно, ответ на вечный вопрос, почему с папой всегда так сложно.

«Проба грунта в Казахстане» — проект знаменитой группы «Римини Протокол». Эти немецко-швейцарские ребята умеют превращать в зрелище решительно все — от переговоров в call-центре (спектакль Call Cutta In A Box) до «Капитала» Карла Маркса («Карл Маркс. Капитал. Том первый»). На этот раз темой представления станет то, из-за чего ведутся войны и без чего не обходится ни одна газетная полоса — нефть... Вернее, судьбы людей, с ней связанных. Четверо из пятерых участников «Пробы грунта...» родились в Казахстане, но эмигрировали в Германию, пятый попал в Казахстан, занявшись разработкой нефтяных месторождений. Сегодня все они вспоминают свое прошлое, а на видеоэкране появляются их оставшиеся на казахской земле родственники. Спектакль становится пробой «человеческого грунта» — способности зрительного зала включаться в не приукрашенные пером драматурга, а реальные судьбы реальных людей.

Московская часть программы начнется «Сном в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова. Это легкий, изящно-хулиганский спектакль, разыгрываемый его недавними выпускниками на «Винзаводе». Музыку подбирал актер и композитор «Седьмой студии» Илья Лобиков (барочная классика запросто уживается с песнями Элтона Джона), а декорации мастерила Катя Бочавар. Удовольствие от этой игры с Шекспиром получат даже те, кто Шекспира не читал.

Еще два пункта московской программы: «Триумф любви» — недавняя премьера, выпущенная болгарином Галином Стоевым в Театре наций, и «Иллюзии», поставленные Иваном Вырыпаевым в «Практике». Оба спектакля можно будет увидеть и после фестиваля, но участие в смотре всегда придает артистам тонус, да и публика в зале собирается особая. К тому же «Триумф любви» — не только первая российская постановка известного в Европе Галина Стоева, но и первая за долгое время версия комедии Пьера Мариво, пьесы которого на нашей сцене удаются редко. Что касается «Иллюзий», есть вероятность, что во время феста одну из ролей в этом альманахе лукавых и мудрых притч исполнит сам автор и режиссер Иван Вырыпаев.

Одним из хедлайнеров фестиваля наверняка окажется Impromptus компании «Саша Вальц и гости». Спектаклей Вальц Москва не видела достаточно давно, так что хореограф за это время успела заметно измениться. Много лет работая с минималистской музыкой, Вальц на этот раз взяла за основу классику,пригласив двух пианистов и сопрано исполнить песни Шуберта. Под этот аккомпанемент длится 75-минутный балет, одна из тем которого — способность человеческого тела парить в воздухе. Но если Саша Вальц и способна отменить законы тяготения, то юмор ее еще никто не отменял: один из фрагментов начинается не с Шуберта, а со смачного хлюпанья наполненных водой галош, в которых дефилируют танцовщики. Ценителям новой европейской драмы обязательно надо сходить на Shoot / Get Treasure / Repeat — спектакль с таким названием поставили молодые и модные режиссеры Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский. В его основе — 16 коротких пьес Марка Равенхилла, фиксирующего состояние современного человека и общества, в коллективной памяти которого теперь есть дата — 11 сентября 2001 года. Спектакль играется в музейном пространстве, причем в нескольких залах одновременно. Чтобы посмотреть все, потребуется около пяти часов, но те, кто специально ездил на премьеру в Питер, уверяют: постановка того заслуживает.

Болгарскую линию феста продолжит «Шинель» театра «Кредо». Зрители со стажем наверняка помнят, сколько шуму наделал этот спектакль в Москве — почти двадцать лет назад «Шинель», придуманная и сыгранная Ниной Димитровой и Василем Василевым-Зуеком стала первым иностранным участником «Золотой маски», а еще раньше — покорила Эдинбург. «Это тот восточно- европейский театр, который в точности отражает нашу эпоху», — так отозвалось на «Шинель» радио BBC. Освежить свои впечатления или, наоборот, заполнить пробел надо обязательно — после московских показов спектакль больше играть не будут.

Самое главное организаторы NETа приберегают к концу. В Москву едет никогда прежде не гостившая у нас Кэти Митчелл со своим спектаклем «Кристина» («Фрекен Жюли»). За последние сезоны им восхищались зрители всех европейских фестивалей, включая Авиньон, и если московская публика его не оценит, жалеть надо будет не Кэти Митчелл, а нас. Но такого, конечно, не произойдет. 

фото: пресс-служба фестиваля