В МАМТе — премьера одноактных балетов Иржи Килиана и Йормы Эло. Зрелище обещает быть гурманским.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко снова удивляет. Собственные комплексы «вечно второго» после Большого он в последние сезоны так лихо преодолел, что заставил сомневаться, были ли они. Сейчас на повестке дня новая премьера-сенсация. Два года назад МАМТ умудрился первым в России исполнить балеты живого гения Иржи Килиана и первым же в России предоставил сцену молодому перспективному финскому хореографу Йорме Эло. На декаде нас ждут новые одноактные балеты этих авторов.

Для иконы балета ХХ века Иржи Килиана «Бессонница» — повод поразмышлять о самом важном. «Что такое на самом деле «двигаться»? Как связаны движения и эмоции? У меня принципиальный интерес к перемещению в пространстве, отношениям между объектами и порывам души. Двигаясь к одному, мы отдаляемся от другого, не понимая зачем. Меня занимает эта философия». С философией без навязанных сюжетов будут разбираться шесть пар, так что зритель узнает, действительно ли все счастливые пары счастливы одинаково. Мировая премьера прошла в 2004 году в родном для Килиана Нидерландском театре танца (Nederlands Dans Theater II), с авторской музыкальной концепцией (в основе Моцарт), сценографией, хореографией и постановкой. Художественным руководителем NDT II в Гааге самый знаменитый выпускник Пражской консерва тории стал еще в 1975 году, и труппа понимает его с полуслова, идеально воспроизводя полутона остроумного и тонкого килиановского текста. Но прелесть его неоклассических балетов в том, что они при должном тщании хорошо ложатся и на любую другую приличную труппу. Пример – наличие спектаклей мастера во всех, за редким исключением, балетных театрах мира. Частный пример – его «Симфония псалмов», идущая теперь в Большом и Пермском театрах оперы и балета, а также «Шесть танцев» и «Маленькая смерть», что идут в МАМТе.

Кстати, этими шедеврами на музыку Моцарта обещают дополнить вечер премьер. К своим 65 годам гениальный хореограф получил все возможные премии, поощрения, награды и получил место в пантеоне великих, превративших искусство танца в просто искусство. Вряд ли он был потрясен, узнав, что в 2011 году его исполняемые в Москве «Шесть танцев» и «Маленькая смерть» получили Национальную премию «Золотая маска». Важнее было нашим зрителям узнать о том, что балеты мирового гения есть в репертуаре столичных театров. Теперь их будет на единицу больше.

«Первая вспышка» Йормы Эло тоже была создана для Нидерландского театра танца, только годом раньше, что не случайность: Килиан при полном понимании со стороны властей создал в Гааге на базе NDT II хореографический инкубатор, где доросла до сценического уровня добрая часть современных мировых хореографов. Опыт Йормы Эло вписался в концепцию и оказался настолько удачным, что сейчас ему продлевают жизнь в Москве. Здесь при хореографии Эло нас ждет постановка Кристофа Доцци и, что важно, музыка Яна Сибелиуса: союз двух североевропейских авторов грозит заморозить эмоции.

Впрочем, судя по имеющемуся в афише МАМТа балету «Затачивая до остроты», Йорма Эло умеет выкладывать из льдинок слово «вечность» так, что им можно всерьез залюбоваться.

фото: пресс-служба МАМТ