Подводим итоги завершившегося театрального сезона 2002/2003.

Театральная рубрика пустеет, театралам положен летний отдых: окна занавешены, кресла одеты мешковиной, буфеты закрыты, актеры разъехались. Мы предлагаем читателям субъективную выборку «лучшего из лучших» по версии «ВД». Московская театральная жизнь обновляется, поэтому в шеренге лидеров много нового. С уверенностью можно сказать: начиная с сентября все нужно смотреть обязательно. Иначе есть риск упустить бешеный пульс времени. В моде – новые герои, новые пьесы и новые идеи.

Спектакль сезона

«Мамапапасынсобака», театр «Современник»

«Современник» сделал один правильный шаг и вырвался в лидеры, чего с театром у Чистых прудов не случалось давным-давно. Зрители берут театр штурмом, чтобы узнать, что такое современная пьеса о сербской войне, стоят в проходах и плачут в голос на финальной ноте – страшной: «Мама, не умирай...» Нина Чусова, самый перспективный молодой режиссер Москвы, подняла рывком тяжеленную пьесу, отразив в полуторачасовом шедевре мир агрессивный и сентиментальный, от которого можно спастись только в детской игре в песочнице.

Цитата: «Клёво, клёво, потому что жизнь сурова».

Прорыв сезона

«Доходное место», театр «Сатирикон»

После «Доходного места» уже никто не осмелится усомниться в качестве самого энергичного столичного театра. Театр Константина Райкина за десять лет сумел развернуться на 180°, отказавшись от сатирического прошлого и придя к интеллектуальной драме, на которую зритель реагирует, как на детектив в прайм-тайм. Райкин сумел доказать, что актер может быть режиссером, если есть в нем «ум и совесть», что он вырастил сильную команду актеров, что со сцены по-прежнему можно говорить резкие монологи «гражданского значения», в ответ на которые публика не станет цинично ухмыляться, и что Островский – классик на все времена.

Цитата: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем суда уголовного».

Лучший актер

Василий Бочкарев,

«Правда – хорошо, а счастье лучше», Малый театр

С Бочкаревым в роли отставного солдата Силы Грознова можно вспомнить все мудрые русские присказки, которые помогают выживать: «Бедность не порок», «Трудовой хлеб лучше бешеных денег» и «Любовь нечаянно нагрянет». Чтобы насладиться ласковой и светлой игрой Бочкарева, зрители расхватывают билеты, как соль и спички.

Цитата: «Ты, матушка, пшеничная, а я ржаной».

Лучшая актриса

Дарья Семенова, «Таня», Российский молодежный театр

Дарья Семенова – дебютантка, которой позволили сыграть главную советскую героиню: арбузовскую Таню, роль, в которой блистали «культовые» Бабанова, Яковлева и Фрейндлих. Мужественное взросление милой инфантильной героини протекает на фоне поздних 1930-х, но друзей Тани не мучают ужасы «культа личности». Они погружены в мир «первобытных» чувств, наслаждаясь уже тем, что «из нашего окна площадь Красная видна». Для взрослых – приступы ностальгии, для молодых – скорректированное представление о жизни в Советской стране.

Цитата: «Равнодушная ты… Мечты у тебя нет!»

Открытие сезона

«Кислород», проект Ивана Вырыпаева

Иркутчанин Вырыпаев переехал в Москву, чтобы заниматься театром, и показал здесь «Кислород» – сильнейшее театральное и политическое высказывание поколения, родившегося в 1970-х. Спектакль на двоих – диджейский сет из десяти песен в стиле рэп, которые актеры «читают» беглым речитативом. Десять вывернутых наизнанку Моисеевых заповедей. Актеры пытаются доказать, что сегодня главное – найти кислород в отравленном воздухе, чтобы легкие «затанцевали». Цель зрителя – вслушаться в текст, шокирующий и исповедальный.

Цитата: «Одна цель у летчика, направляющего самолет в здание Торгового центра, и у пожарного, задыхающегося в дыму гигантского взрыва. Потому что и тот и другой ищут своими легкими Кислород».

Пьеса сезона

«Терроризм» братьев Пресняковых, МХАТ им. Чехова

Уже заканчивались репетиции, когда страну потрясла трагедия «Норд-Оста». Художественный театр и предположить не мог, что премьера превратится в событие национального масштаба. Однако братья Пресняковы написали пьесу о терроризме бытовом, подчинившем себе ритм нашей жизни. Дорога новой пьесе открылась...

Цитата: «Хочешь, свяжи меня?! А ну, свяжи меня колготками...»  

Открытие сезона (актер)

Павел Деревянко, «Вий», Театр им. Пушкина

Новый гоголевский Хома Брут – тщедушный, маленький, пьянеющий от одного винного запаха. Незаметный человечек, привязанный страстью к мертвой Панночке, извлекает из своего щупленького тельца потаенные силы, чтобы дать отпор Сатане. Павел Деревянко играет спектакль о магической силе любви-убийцы и сверхъестественных способностях человека. Хома Брут в трактовке режиссера Нины Чусовой умирает, как святой, не поддавшийся дьявольскому искушению.

Цитата: «Боюсь, братцы, смерти боюсь. Отпустите меня. Страшно, Господи!»

Мастер эпизода

Андрей Ильин, «Нули», МХАТ им. Чехова

Маленькая бессловесная роль в чешской трагикомедии «Нули» вызывает восторженный рев зала. Герой Ильина – немой монах, брат Богуш, изъясняющийся только гласными. Он очень любит поговорить, не замечая своего порока. Вершина игры – на своем птичьем языке он объясняет присутствующим смутный смысл одного графоманского стихотворения. В этот момент во МХАТе кто-то обязательно от смеха буквально падает с кресла.

Сезон в цифрах и фактах

  • В Москве с августа 2002 по июль 2003 годов прошли 247 премьер в 120 драматических театрах
  • 36% репертуара состоит из классических пьес, столько же – из пьес современных авторов
  • 16 спектаклей поставлены по пьесам Островского, 12 – по пьесам Шекспира. Из современных российских драматургов особым успехом пользовались Максим Курочкин и Василий Сигарев (по 4 спектакля)
  • дважды поставлены комедия Шекспира «Двенадцатая ночь» и пьеса Василия Сигарева «Черное молоко»
  • на гастроли и фестивали в Москву приехали 174 спектакля из 35 стран мира и 23 городов России. В их числе: 21 спектакль из Петербурга, 17 – из Украины, 12 – из Германии
  • по 4 спектакля в этом сезоне поставили Нина Чусова и Кирилл Серебренников – лидеры нового театрального движения
  • МХАТ им. Чехова лидирует по количеству премьер в сезон – 10 штук; 7 спектаклей «выдал» Театр им. Пушкина; по 5 – Малый театр, Театр им. Моссовета, Театр «У Никитских ворот» и Театр на Перовской
  • Самый длинный спектакль сезона – «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса – идет 6 часов 15 минут. Самый короткий – «Кислород» Ивана Вырыпаева – 55 минут

Скандалы сезона

  • Увольнение Андрея Житинкина с поста главного режиссера Театра на Малой Бронной, приведшее к окончательному развалу театра, из последних сил «державшегося» за счет его спектаклей
  • Снятие с репертуара Российского молодежного театра спектакля «Король-олень» Николая Рощина. Пустяковое непонимание между творческой группой и руководством РАМТа привело к исчезновению одной из самых ярких театральных постановок последних лет
  • Быстрые взлет и падение жанра мюзикла в Москве, спровоцированные, с одной стороны, трагедией «Норд-Оста» и, с другой, появлением таких некачественных продуктов, как «42-я улица» и «Иствикские ведьмы»

Разочарования сезона

  • В своем неудовольствии работой МХАТа им. Чехова признался сам Олег Табаков, который снял три спектакля с репертуара. В этом сезоне оказались заметны просчеты тактики худрука, пытающегося поддерживать интерес к театру премьерами «на скорую руку». На будущий год Табаков заготовил, правда, несколько беспроигрышных «выстрелов»: «Мещане» Кирилла Серебренникова и «Дни Турбиных» Сергея Женовача.
  • Премьера Марка Захарова «Плач палача» заставила сожалеть о двух вещах. О невосполнимости потери драматурга Григория Горина, которая принудила Захарова взять перо в руки, а также об одном слабом звене в труппе. При сильном старшем поколении (Броневой, Янковский, Чурикова) и перспективном младшем (Железняк, Фролов) Ленком страдает недостатком актеров среднего поколения. Игру Александра Лазарева и Марии Мироновой похвалить не за что.
  • Москва, в последние годы питавшаяся за счет сил театрального Петербурга, получила в этом сезоне два разочарования. Григорий Дитятковский поставил в Театре им. Вахтангова сказку Гоцци «Король-олень» и не смог добиться от актеров понимания. Вышла красивейшая живописная фреска, картинка в действии, не согретая актерским теплом. Неудачей дебютировал в Москве и Андрей Прикотенко, поставивший в Новом театре вялого, неинтересного «Гамлета».