17 января 2013 года исполняется 150 лет со дня рождения Константина Станиславского. В честь юбилея пройдет фестиваль лучших актерских школ мира.

Если вы не знаете, кто такой купец Алексеев, дело плохо, но поправимо. Потому что на фестивале, который проводят МХТ и Школа-студия при МХАТ при поддержке Министерства культуры РФ ,можно будет увидеть его последователей — тех, кто осваивает систему Станиславского в России и в Польше, во Франции и в Италии. Дело в том, что за сто лет лучшей программы для обучения артистовтак и не появилось — не будет преувеличением, если сказать, что все европейские мастера сценических искусств так или иначе учатся по ней.

Любопытно сравнить результаты их обучения и увидеть готовый продукт — дипломные спектакли. Про вербатим «Это тоже я», выпущенный Дмитрием Брусникиным и Юрием Квятковским с ребятами второго (!) курса, мы уже писали. Этот спектакль, получивший гран-при на пермском фестивале «Текстура», еще наделает в Москве шума, но увидеть его в контексте других работ — особенно интересно.

Виктор Рыжаков, постановщик знаменитого «Кислорода» и «Июля» по пьесам Ивана Вырыпаева, покажет свой спектакль «МЫКарамазоВЫ» — этюды и диалоги из романа Достоевского. А Кирилл Серебренников представит «Метаморфозы» по текстам Овидия, поставленные с его бывшими студентами, а ныне актерами «Седьмой студии», радикальным французом Давидом Бобе. Никак нельзя пропускать и французского «Евгения Онегина» — его сыграют студенты из Национальной театральной школы Страсбурга, которая уже много лет считается одной из лучших актерских школ Европы.Помимо спектаклей, всех желающих ждут мастер-классы и круглые столы, на которых педагоги разных стран будут обсуждать проблемы театрального образования. А венгерский режиссер Виктор Бодо (чей «Час, когда мы ничего не знали друг о друге» удостоился год назад «Золотой маски» как лучшая зарубежная постановка) научит своему методу импровизации. Кто видел спектакли Бодо, тот помнит, как легко, остроумно и музыкально импровизируют артисты в его спектаклях. А кто не видел, тот может и скривиться: мол, какое отношение все это имеет к нашей великой системе? Да самое прямое: система ведь не догма, она жива, пока развивается и меняется. Недаром же нынешний фестивать назвали «Открытый урок: Станиславский продолжается».

фото: пресс-служба МХТ