Ученик Сергея Женовача Егор Перегудов выпустил в РАМТЕ классическую комедию Мольера.

После двух успешных премьер на малых сценах — «Под давлением 1–3» в РАМТе и «Время женщин» в «Современнике» — Егор Перегудов впервые работает на большой сцене. «ВД» расспросил режиссера, почему после серьезной современной прозы и драматургии он обратился к легкому жанру комедии, но зато взялся за «золотой фонд», к которому относят пьесы Мольера.

Вы начинали с современной драматургии — считали, что классика вам не по плечу?
Никто не дает молодому режиссеру сходу ставить Шекспира или Мольера, это право надо еще заслужить. Главная проблема в том, что всем кажется, будто они знают, как делать классику, а на самом деле этого не знает никто. С другой стороны, если посмотреть на великих режиссеров, то все они начинали с того, что приводили с собой новых драматургов или ставили то, за что до них никто не брался, — это правильный для театра процесс.

Почему для первого классического опыта вы выбрали именно «Скупого»?
По форме это очень современная драматургия, калейдоскопичная. Как современной драматургии присущи не столько линейный сюжет, сколько сцены, зарисовки, которые зачастую лишь к финалу выстраиваются в общую картину, так и в «Скупом» есть набор комических ситуаций, практически независимых друг от друга. Моя задача — не столько выстроить горизонтальный сюжет, сколько собрать все эти ситуации в цельную вертикальную историю, объединенную не последовательностью событий, а общей идеей.

Вы знаете, как ставить сегодня Мольера, чтобы было смешно?
Я еще никогда не ставил комедий, очень хотелось попробовать. Когда я читаю Мольера, то умом понимаю, почему это могло быть смешно человеку XVII века. Но естественный, живой смех у меня, к сожалению, почти не возникает. Вот этот момент интеллектуального осмысления Мольера надо попытаться убрать. Я не ставил перед актерами задачи рассмешить зрителя. Наоборот, все персонажи — серьезные, проблемы, которые они решают, — настоящие! То есть сами они не видят, как комичны, но от взгляда на них со стороны должен возникать смех. К финалу пьесы мы все равно приходим к характерам — в основном это касается самого Скупого в исполнении Алексея Блохина. То есть автор и пьеса нас к этому приводят. Но при этом мы не идем по пути внешнего «осовременивания», формального перенесения истории в сегодняшний день и не переодеваем героев в офисные костюмы.

То есть костюмы будут аутентичные?
В спектакле будет много пластики, движения, танцев, вместе с замечательным хореографом Олегом Глушковым мы ищем острую пластическую форму спектакля. И костюмы, которые придумала Мария Данилова, прежде всего соответствуют решению этих задач. К эпохе Мольера они отношения не имеют.

За четыре года в режиссуре вы выпускаете только третий спектакль. Вас так редко приглашают ставить? Не редко. Но мне кажется, чтобы как-то двигаться дальше, нужно время на размышление. И это касается не только самих спектаклей, но и людей, которые их придумывают. Нужно время, чтобы не воспроизводить бесконечно то, что ты и так уже умеешь. Чтобы, найдя какие-то вещи, не тащить их из спектакля в спектакль. Кроме того, мне интересна педагогика — почти год мы со студентами РАТИ, где я преподаю на курсе Сергея Васильевича Женовача, работали над романом Фолкнера «Поселок». Если все сложится, зимой покажем эту работу зрителям.

фото: архив журнала