В рамках «Территории» покажут открытую репетицию «Метаморфоз», которые наверняка станут одним из событий нового сезона.

Знакомится с курсом Серебренникова француз Давид Бобе начал два года назад. Интеллектуал и бунтарь, облекающий свой социальный протест в изысканную витиеватую форму, объединяющую цирк, рок-концерт и видеоинсталляцию, он поставил со студентами спектакль «Феи» — о том, какие мучитель-ные противоречия овладевают нынешним молодым человеком на пороге зрелости. «Фей» и сегодня можно увидеть на Малой сцене МХТ.

А на «Винзаводе» в рамках проекта «Платформа» Бобе год назад решил ставить Овидия. Все началось с катастрофического несовпадения: выяснилось,что французы читают текст римского поэта (жившего, напомним, в первом веке нашей эры) в куда менее архаичном переводе, чем мы. Драматург Валерий Печейкин адаптировал античный гекзаметр к сегодняшней жизни, так что не удивляйтесь: греко-римские реалиии превратились в приметы наших дней, отчего спектакль только выиграл — исчезла непреодолимая дистанция между персонажами античных мифов и сегодняшними зрителями.

Разбитые, обгоревшие машины, куски полиэтилена — метаморфозы происходят где-то на задворках мегаполиса. Из кучи мусора вылезает получеловек-полузверь, заводит глаза к небу: «Уважаемые боги! Год газад я был приговорен к превращению в тварь. Мне ввели инъекцию, но, видно, она была разбодяжена…» Превращение замерло на середине, и вот Полутварь (Никита Кукушкин), то заискивая, то посылая богам проклятья, описывает свои ужасные страдания — человеческое и звериное никак не может ужиться в одном теле. Похожие на сплетниц-старшеклассниц Сирены обсуждают сексуальные предпочтения героев античных мифов. Рыжеволосая лукавая Мирра (Евгения Афонская) страдает от любви к отцу, кипрскому царю Киниру. Соблазняет его, а в финале рассказывает о своем превращении в дерево: его рассекло молнией, и на стволе выступили ароматные слезы — та самая мирра, запах которой упоминается в Библии. Самый же пронзительный эпизод «Метаморфоз» — монолог Орфея (Александр Горчилин), осознающего, что умершая Эвридика (Александра Ревенко) все еще присутствует виртуально — в фейсбуке, электронной почте, на автоответчике.

Все это недавним выпускникам Серебренникова, а ныне артистам его «Седьмой студии» удается сыграть современно, но ничуть не вульгарно и внутренне музыкально. Так что античный гекзаметр хоть и был упразднен при переводе (его авторы — Римма Генкина и Борис Ройз), но временами слышен — словно негромкое эхо. Как и сами античные мифы, отголоски которых, если прислушаться, обнаружатся и в наших судьбах. В рамках фестиваля «Территория» открытую репетицию «Метаморфоз» в режиссуре Давида Бобе и при художественном руководстве Кирилла Серебренникова покажут только одни раз. Но не расстраивайтесь, если не попадете: 26 октября состоится официальная премьера этого спектакля.

фото: пресс-служба проекта «Платформа»