Алла Шендерова
29 августа 2012

Станиславский продолжается

Новые спектакли Кирилла Серебренникова, Василия Бархатова, Константина Богомолова и грядущий юбилей Станиславского — МХТ открывает сезон.

Премьеру «Зойкиной квартиры» в постановке Кирилла Серебренникова сыграли в июне, под занавес прошлого сезона, когда и зрители, и критики уже настроились на отпуск. Может, поэтому шумапо поводу спектакля было не так уж много. А зря! Так ярко, остроумно, горько и так созвучно сегодняшнему дню пьесу Булгакова, похоже, еще не ставили. История о том, как на закате нэпа интеллигенциябредит Парижем, а в итоге оказывается в лапах ЧК, как затаптывается коваными сапогами белоснежная квартира, где сам воздух еще хранит дореволюционный покой, в интерпретации Серебренникова напоминает «Вишневый сад» Чехова. Вот потому лихаярыжеволосая Зойка, которую в его спектакле играет прима мюзиклов Лика Рулла, нет-нет да и напомнит о владелице вишневого сада Раневской. Опустошенный же взгляд Обольянинова (Алексей Девотченко) хранит память о всех интеллигентских бедах разом: о разоренных садах, уплотненных квартирах, заломленных на допросах руках, заткнутых ртах и разогнанных митингах... Одним словом, не теряйте времени — отправляйтесь в театр.

Еще одна премьера, «оставшаяся» с прошлого сезона, — «Свидетель обвинения». Пьесу, которую Агата Кристи написала по собственному рассказу, ставит швейцарская француженка Мари-Луиз Бишофберже. Год назад в МХТ в рамках проекта «Французский театр. Впервые на русском» она дебютировала спектаклем «Шага» по неизвестной у нас пьесе Маргерит Дюрас. Роль прекрасной европейки, в один прекрасный день позабывшей французский и заговорившей на языке племени шага, Рената Литвинова превратила в феерический номер. В детективе Кристи Литвинова сыграет жену главного героя, подозреваемого в убийстве, — взбалмошную диву, от показаний которой и зависит исход дела. Ее парт нерами станут Игорь Верник (несчастный муж), Дмитрий Назаров (королевский адвокат Уилфрид) и Евгения Добровольская (роль судьи специально переделали на женский лад).

29 и 30 сентября ценители творчества Людмилы Петрушевской, а также поклонники Марины Голуб и Розы Хайруллиной приглашаются на трагикомедию «Он в Аргентине» в постановке Дмитрия Брусникина. Пьеса Петрушевской никогда не ставилась, сюжет держат в секрете, но скучно явно не будет. Примерно в это же время Виестурс Мейкшанс, молодой латыш, удачно дебютировавший в прошлом году «Карениным» (спектакль остался в репертуаре МХТ), приступит к трилогии Александра СуховоКобылина «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Константин Богомолов, чье набоковское «Событие» и сыгранный на мхатовской сцене, хотя и принадлежащий «Табакерке» «Год, когда я не родился» действительно стали событиями прошлого сезона, обещает взяться за комедию Оскара Уайльда «Идеальный муж». Премьера намечена на январь. А оперно-киношный Василий Бархатов решил снова вернуться в драму — ради «Новых страданий юного В.». Современную версию классического романа Гете написал Ульрих Пленцдорф, а адаптировал для русской сцены Михаил Дурненков.

Теперь о главном. 17 января 2013 года исполнится 150 лет со дня рождения купца Константина Алексеева — так по-настоящему звали человека, который в 1898 году вместе с Владимиром Немировичем-Данченко основал театр, занимающий сегодня здание в Камергерском переулке. Если вы до сих пор не угадади, как его фамилия, дело плохо. Помочь может только спектакль о жизни Константина Станиславского, который обещает выпустить к январю Кирилл Серебренников по пьесе все того же Михаила Дурненкова. Если спектакль окажется удачным, то надолго останется в репертуаре. Среди других событий юбилейного сезона фестиваль театральных школ (он начнется уже в октябре), мастер-классы знаменитых режиссеров и научные конференции театроведов. В общем, если вы до сих пор не знаете, что такое система Станиславского, в этом сезоне пробел точно будет ликвидирован. Напоследок специально для поклонников Константина Хабенского сообщаем: не верьте слухам — никуда он не эмигрировал. И в ближайшее время сыграет своего коронного Мэкки-Ножа в «Трехгрошовой опере».

фото (1): Екатерина Цветкова
фото (2): Сергей Петров
фото (3): Екатерина Цветкова

Отзывы о «Станиславский продолжается»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

17 февраля (вс) | 17:00 | Гоголь-центр, драма 17 февраля (вс) | 17:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

8 февраля (пт) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 8 февраля (пт) | 18:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

9 февраля (сб) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Затейливый перформанс, во время которого лермонтовского демона собирают из тряпок и туалетной бумаги.

Самые аншлаговые спектакли по ценам до 1000 рублей. Пока театралы не спохватились, есть все шансы успеть!

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

26 января (сб) | 11:00 | Большой театр, балет 26 января (сб) | 11:00

Редкий балет Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского.