La Scala — с гастролями в Москве. Старейший и самый заслуженный в Европе оперный дом покажет на Исторической сцене Большого оперу «Дон Жуан».

Большой театр полюбил увертюры перед открытием сезона. В прошлом году сезон предваряли гастроли мадридского королевского театра «Реал». В этом зрителей ждут четыре вечера с легендарным миланским театром La Scala. Притом «Реал», хотя и со скрипом, но согласился выступать на Новой сцене, а итальянцы дождались открытия Исторической. Выбор театра-партнера то же не случайность. У La Scala репутация старейшего и самого заслуженного в Европе оперного дома. Его отношения с Большим начались не вчера и подкреплены масштабными прошлогодними гастролями балета. Тогда зрители увидели «Сон в летнюю ночь» Мендельсона—Баланчин а и грандиозный старинный «Эксельсиор». По итогам этих гастролей президент Джорджо Наполитано даже наградил главу Большого Анатолия Иксанова орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» — жест, согласитесь, требующий ответных мер. В общем, пока в московском «Театре.doc» млеют от спектакля «БерлусПутин», в Большом все готово для приема самого знаменитого оперного театра мира. И ему есть чем блеснуть.

La Scala везет «Дон Жуана» Моцарта. Мировая премьера прошла 7 декабря прошлого года, в день официального открытия сезона La Scala и в праздник покровителя Милана Святого Амвросия Медиоланского. На первую премьеру силы были брошены нешуточные. Дирижер-постановщик — знаменитый маэстро Даниэль Баренбойм, имеющий непростые отношения с музыкантами театра, избалованными заступничеством своих профсоюзов. Режиссер-постановщик — именитый канадец Роберт Карсен, званый в феврале этого года в Мариинский театр на постановку «Моей прекрасной леди». От мариинской «Леди» критика в восторгне пришла, но миланский спектакль ей предшествовал и шуму наделал. Он стал одним из главных театральных событий Европы в прошлом году. Премьеру транслировали в прямом эфире сразу несколько крупных телекомпаний разных стран. В том числе — спасибо каналу «Культура» — ее видели и отечественные зрители. Тогда на сцене среди собрания мировых звезд царствовали Анна Нетребко и знаменитый баритон из Швеции Петер Матей, а в зале присутствовали первые лица Италии, включая премьера Марио Монти.

Перед исторической премьерой «Дон Жуана» в конце XVIII века Моцарт, как известно, консультировался с самим Казановой. И в результате создал образ не легкомысленного гуляки, а думающего человека, ищущего идеал. В истории музыки даже осталась легенда о том, что на премьере музыканты получали ноты прямо перед выходом на сцену. Это не помешало великим композиторам Россини, Гуно, Вагнеру, Чайковскому считать «Дон Жуана» величайшей из когда-либо написанных опер.

Два действия сейчас раскладываются на 3 часа 15 минут сценического времени. Кто-то увидел в новом «Дон Жуане» набор психологических ребусов, кто-то — балаган, из-за которого певцы вынуждены в полуголом виде выделывать акробатические номера. Роберт Карсен вроде бы проговорил, что мир театра порочен, но и побаловался эпатажем: в сцене на кладбище поместил Командора в центральную ложу, которая пуста не бывает. Со своей стороны маэстро Даниэль Баренбойм, начавший свою карьеру оперного дирижера почти сорок лет назад именно с «Дон Жуана», представил абсолютно классическое прочтение партитуры, словно смахнув все лишнее с великого творения Моцарта.


Даниэль Баребойм. Режиссер-постановщик спектакля — маэстро Даниэль Баренбойм, почетный доктор нескольких университетов мира, командор Ордена Почетного легиона, обладатель премий Вильгельма Фуртвенглера (2003); Роберта Шумана (2005); Эрнста фон Сименса (2006). На открытии Олимпийских игр 2012 года в Лондоне — почетный знаменосец олимпийского флага.


фото: BRESCIA E AMISANO © TEATRO ALLA SCALA