Премьера балета «Коппелия» в МАМТе будет очень оригинальной.


Фото: пресс-служба МАМТ

В истории с премьерой в МАМТе есть два важных момента — выбор именно «Коппелии» и выбор хореографии «Коппелии» от знаменитого француза Ролана Пети. Внимания заслуживают оба.

По «паспорту» этот опус зовется «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» Артура Сен-Леона на музыку Лео Делиба и считается последним французским балетом романтического направления. Сам балет прекрасен своей лукавой наивностью. Жили-были Сванильда и Франц, души друг в друге не чаяли, пока Франц не заприметил в окне хорошенькое женское личико и забыл о невесте. Но невеста оказалась не робкого десятка и разоблачила соперницу Коппелию, оказавшуюся всего лишь фарфоровой механической куклой.

Трудно представить, но этот сладкий вариант «Песочного человека» Гофмана был дико популярен, и в наших широтах вслед за французами его танцевали с 1882 года. С прошлого века он признан классическим шедевром, иметь который в репертуаре должна всякая уважающая себя труппа. Впрочем, «должна» — это неточно. Театры «Коппелию» любят. Сюжет динамичен и не отягощен романтическими сложностями, есть работа для сольной пары, куча вкусных мизансцен с выразительной пантомимой для солистов, хватает танцев для кордебалета. А еще он невероятно обаятелен — есть что-то непосредственное детское в этой наивной комедии положений с танцующими куклами.

В Москве «Коппелию» тоже любят. Настолько, что три сезона назад после большого перерыва поставили в Большом версию Сергея Вихарева, прежде сделавшего себе имя на реконструкциях старинных балетов в Мариинском театре. Спектакль Большого во многом повторяет его новосибирскую постановку 2001 года, где Вихарев использовал знаменитые записи Николая Сергеева, единственная неоспоримая ценность которых в нахождении в театральной коллекции Гарвардского университета. То есть Большой обратился к постановке 1894-го с хореографией Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти. МАМТ пошел своим путем.

Здесь покажут «Коппелию» в постановке знаменитого Ролана Пети. С наследием мэтра работает его помощник Луиджи Бонино, художники, как при жизни автора, Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино, свет от Жан-Мишеля Дезире. Театр цитирует видение «Коппелии» Ролана Пети: «Мы с ней составляем единое целое. Коппелия, эта набитая опилками кукла с фарфоровым личиком, — идеальная артистка, всегда готовая исполнить бурлескный номер в руках своего партнера. Скромная и в то же время абсолютно уверенная в себе, она не упускает ни одного эффектного поворота, ни одного комического трюка, ни одного па. Она все пускает в ход, чтобы заставить улыбаться, смеяться... и плакать, когда в конце балета распадается на куски в руках своего создателя. Но едва лишь опустится занавес, ноги, руки и голова Коппелии привинчиваются снова — без трагизма и сцен». Балет Ролана Пети относительно молод, поставлен в 1975 году в Балете Марселя вслед за появившейся двумя годами раньше работой Пьера Лакотта в Парижской опере. Но мотив скрытого соперничества мэтров призрачен: в Париже оживляли старину, а Ролан Пети сделал свой балет с парадоксальным флером парижского кабаре. Ведь к моменту его создания мэтр Пети уже прекрасно ладил и с классическим гламуром, и с эстетикой шикарного зрелища.