Ханоха Левина в Театре Маяковского поставили так, как будто речь идет о крепком драматурге брежневских времен — позднем Алексее Арбузове, например.

Ключевое слово здесь «крепкий»: пьесы израильского писателя Левина (и «Пакуем чемоданы» — не исключение) действительно благодарный материал для режиссера, которому нужно и ритм выдержать, и лирическую ноту подпустить, и бенефисные роли с двумя десятками актеров подготовить, и потрафить публике, настроенной на разговор о высоком. Стоит сразу сказать, что со своими задачами постановщик Александр Коручеков справляется весьма достойно. Вот только за Левина, задиру и провокатора, немного обидно. Как-никак при жизни автор пьесы слыл драматургом «актуальным», умел задеть национальные комплексы израильтян. А у «Маяковки» получился спектакль совсем уж беззубый — такой мог бы появиться на московской сцене и тридцать, и сорок лет назад. Зритель, для которого критерий «как в старые добрые времена» скорее достоинство, чем недостаток постановки,м ожет смело отправляться на спектакль — три часа удовольствия ему гарантированы.

Александр Коручеков ставит эту «комедию в восьми похоронах» (подзаголовок самого Левина) не о глухой провинции, где каждый живет на чемоданах и мечтает об отъезде, и уж тем более не о еврейской обреченности. Спектакль Театра Маяковского — о человеческой хрупкости, которая важнее национальных черт, индивидуальных характеров и перипетий судьбы. Словом, ничего удивительного, что между очаровательно-беззащитной старушкой Бебой Майи Полянской и твердокаменной ворчуньей Геней Гелентер Евгении Симоновой (самые сильные работы в спектакле) общего в итоге оказывается больше, чем различий. И уж точно не стоит удивляться, что между тем миром, куда переселились обиженные, и этим, где взаимные обиды продолжают множиться, граница не так уж прочна.

фото: Владимир Луповской