На сцене МХТ им. Чехова слушается дело об убийстве.

Главный козырь судебной драмы по пьесе Агаты Кристи — . Творческий союз Ренаты Литвиновой и французского режиссера Мари-Луиз Бишофберже сложился год назад. Тогда Рената сыграла роль в спектакле «Шага», вышедшем в рамках мхатовского проекта «Французский театр. Впервые на русском».

В изящной абсурдистской пьесе Маргерит Дюрас Литвинова вышла в образе дамы, обозначенной литерой Б, — особы, в один прекрасный день позабывшей родное наречие и заговорившей на выдуманном языке племени Шага. При всей странности роль оказалась удачной. Во-первых, потому, что Литвиновой и Бишофберже понравилось работать вместе. Рената говорит, что высоко ценит лаконичную, по-европейски выверенную режиссерскую манеру Мари-Луиз и ее умение работать с актерами. Во-вторых, потому, что эксцентрическое существование дамы под литерой Б явно рифмуется с жизнью самой Литвиновой. Ведь эта сценаристка, режиссер и актриса, с некоторых пор ставшая еще и приглашенной звездой МХТ (кроме «Шаги» в ее репертуаре — Раневская из «Вишневого сада»), — из тех, кто всю жизнь говорит на своем языке. Рената ставит публику перед фактом: «Да, я такая!», обучая зрителей понимать собственную речь, но совершенно не меняясь согласно «пожеланиям трудящихся».

Рассказ Агаты Кристи «Свидетель обвинения», переделанный самим автором в пьесу, — из тех сюжетов, которые способны по-новому раскрыть актрису Литвинову. Она играет Ромейн Воул, жену главного героя и актрису по профессии. В экранизации 1957 года эту роль исполнила великая Марлен Дитрих. На афишах картины значилось: «Вы будете говорить об этом, но, пожалуйста, не рассказывайте окончание».А режиссер фильма Билли Уайлдер во время работы специально не давал артистам последних страниц сценария — до тех пор, пока съемки не дошли до финальных сцен, — чтобы не разболтали, чем закончится.

Все эти меры предосторожности были оправданы: «Свидетель обвинения» — один из самых закрученных сюжетов Кристи. В истории о том, как богатая пожилая дама подружилась с молодым человеком по имени Леонард, а потом, когда ее нашли мертвой, Леонарда привлекли к суду, все меняется каждую минуту. Первоначальные представления о людях оказываются настолько обманчивыми, что у публики начинает кружиться голова. И головокружение создает именно она — Ромейн, жена Леонарда (его в спектакле сыграет Игорь Верник), меняющая маски с такой легкостью, будто змея сбрасывает кожу. Разбираться в том, что же на самом деле случилось со старушкой, на сцене МХТ будут адвокат сэр Уилфрид Робартс (Дмитрий Назаров) и прокурор Майерс (вообще-то это мужская роль, но здесь прокурор — женщина, и играет ее Евгения Добровольская). В общем, ясно, что смотреть этот спектакль очень даже стоит, но если пойдете, не рассказывайте
никому окончания!

фотос репетиции: Екатерина Цветкова