Ученица Кирилла Серебренникова Женя Беркович поставила «Жаворонка» Жана Ануя. Пьеса, которую считали устаревшей, оказывается, написана про нас.

Жан Ануй написал своего «Жаворонка» в 1953-м. Тогда воспроизводившийся в пьесе процесс над Жанной д'Арк — освободительницей Франции, преданной королем Карлом, — служил предостережением стремительно обуржуазившейся Европе, а Столетняя война между Англией и Францией ассоциировалась с недавно разгромленным фашизмом. Сегодня, как выяснила режиссер Женя Беркович, история бившейся за свободу своей страны Жанны проецируется на наши дни так точно, что даже неловко. Вот она, Жанна, в исполнении ученицы Серебренникова Марии Поезжаевой — угловатая пацанка, завсегдатай Болотной и проспекта Сахарова, обитательница лагеря на Чистых, калачиком сворачивающаяся в автозаке...

Стилизуя спектакль под судебное ток-шоу, режиссер переносит действие в стены телестудии, выстроенной на Новой сцене МХТ художником Николаем Симоновым. Картины из прошлого Жанны сопровождаются вспышками фотоаппарата. Вот трусливый, скрюченный болезнью Карл (Сергей Медведев) слушает Жанну, требующую дать ей войско, не отрываясь то ли от айфона, то ли от айпада, — гаджеты занимают его куда больше, чем судьба Франции. А вот Жанна нежно касается его скрюченной руки — и та сама собой расправляется. Нет-нет, она еще не святая и даже не ясновидящая — просто она здорова. Как здоров всякий, в чьей душе есть место десяти заповедям.

Самой сильной в спектакле оказывается сцена, в которой епископ Кошон (Алла Покровская играет не средневекового священника, а скорее современного юриста), сочувствуя Жанне, уговаривает ее отречься и спастись. Монологи, которые произносит Покровская, звучат так убедительно, что им почти верят и Жанна, и зрители. Но бывают случаи, когда быть благоразумным и жить долго нельзя — иначе мир рухнет. Ведь он, как мы помним, держится на праведниках.

Дипломный спектакль Жени Беркович, похоже, тянет на диплом с отличием. Но увидеть его можно только в мае — ведь учебные работы на сцене МХТ долго не сохраняют.

фото Екатерины Цветковой