Поставив пьесу Байрона «Каин» к 25-летию «Школы драматического искусства», его главный режиссер Игорь Яцко в который раз доказал, что верен эстетике Анатолия Васильева.

Объединив в «Каине» фрагменты постановок, составивших историю «Школы драматического искусства», Яцко сделал спектакль на любой вкус. Для одних это история о мучительном духовном поиске бунтаря-одиночки, для других — трагическая лав-стори: рассказ о любви Каина и его жены-сестры Ады. А для поклонников творчества Васильева — ностальгическое зрелище, заставляющее вспомнить лучшие спектакли мэтра.

Герои байроновского «Каина» — первые люди, изгнанные из рая. Патриарх Адам (Сергей Ганин), наивная Ева (Гузель Ширяева), их дочери Ада(Ольга Баландина) и Селла (Елена Михальчук), и сыновья: богобоязненный Авель (Олег Малахов) и бунтарь Каин (Кирилл Гребенщиков). В отличие от родных, которые верят в Бога, не задаваясь лишними вопросами, Каин размышляет о смысле своего существования, тайне смерти и конечности мира — словом, о том, что волнует человечество до сих пор.

В спектакле Яцко Каин вовсе не выглядит злодеем и не ревнует брата, разве что досадует, что Ева всегда больше любила Авеля. Он убивает его случайно — просто потому, что дрогнула рука, и никак не может себе этого простить. Духовный поиск и терзания героя — только часть сложного, многофигурного действа, напоминающего старинную фреску. Сходство с ней усиливает хор ангелов в золотых одеждах, открывающий спектакль. Для Игоря Яцко «Каин» — не просто драма отдельно взятого человека, как задумывал поэт-романтик Байрон, а библейская история. Об этом напоминают и духовные песнопения хора, звучащие весь спектакль, и настоящие битвы ангелов с темными силами (в этих сценах использованы боевые техники ушу), и воздушные полеты Каина с ироничным Люцифером (Александр Лаптий), который приглашает его в путешествие через время и пространство.

Сценографом «Каина» стал прославленный соавтор Васильева, художник Игорь Попов. Наклонная стена из «Плача Иеремии», окна-арки, занавес, который внезапно падает с потолка, отсекая сцену от зрительного зала, и другие знакомые по спектаклям мэтра детали, возникающие на сцене, создают ощущение тех обломков прежних, прекрасных миров, о которых рассказывает Люцифер. Яцко удалось сложить эти фрагменты в новую, оригинальную композицию. То же самое он делает сейчас в театре: в «Школе драматического искусства» одновременно работает семь независимых групп, руководимых разными режиссерами, и между ними сохраняется равновесие.

фото: Михаил Гутерман