В Москву приезжает с гастролями сеульский The Universal Ballet. Балет, конечно, из Южной Кореи со всеми вытекающими последствиями. Но он именно universal, и это многое объясняет.

Когда в Москву собирается труппа с Дальнего Востока, ожидания стандартны: будет много экзотики, в которую либо погружаешься, либо нет. Ожидания не на голом месте, их формировали многочисленные гастролеры на сцене Зала Чайковского еще в советские времена, затем гости фестивалей, консерваторский слет «Вселенная звука» с аутентичными профессионалами, Такеши Сузуки, труппы буто и так далее. Но не только они, а даже попсеющая на глазах пекинская опера не может приблизиться к европейцу, если он сам не пойдет навстречу. В случае с The Universal Ballet из Сеула история не работает.

Труппа появилась в Сеуле в 1984 году, а 28 лет для балетного театра — солидный срок, ведь смена поколений здесь идет очень быстро. Продвинутое южнокорейское государство довольно экономно, The Universal Ballet — одна из всего лишь четырех профессиональных балетных трупп, этого достаточно. Зато качество на самом пристойном мировом уровне. Смо- трите на репертуар. В нем значатся несколько многоактных классических балетов наряду с современными одноактовками и тут же — оригинальные полнометражные спектакли, созданные специально для
этой компании.

В отзывах на спектакли можно наткнуться на нечто неожиданное. Например, избирательная в похвалах The New York Times сочла The Universal Ballet одной из ведущих азиатских балетных компаний, а The Daily Telegraph просто рассыпается в комплементах стилю. Нисколько не умаляя чаяний романтически настроенных зрителей, добавим только, что все дело в менеджменте. В штате труппы не только урожденные корейцы, есть артисты с миру по нитке, включая русских. Между прочим, труппу в целом рецензенты хвалят за петербургской выучки ясность изложения в сочетании с усвоенной «жемчужной» азиатской мягкостью. Не напрасно с труппой работают не только ее глава, бывшая балерина Юлия Мун (совершенствовалась в Королевской балетной школе Лондона и Академии классического танца Монако), но и Олег Виноградов, разносящий по миру жесткие правила петербургской вагановской школы.

Привозимый на сцену МАМТа спектакль из числа поставленных специально для The Universal Ballet многоактовок на национальную тему. Называется «Шим Чон» и целых двадцать лет служит визитной карточкой корейского балета. Ставили его хореограф Адриенна Деллас и композитор Кевин Пиккард по мотивам корейской народной сказки. Буклеты труппы настаивают, что в процессе работы европейцы «погрузились в историю Кореи и ее культуру, чтобы отразить ее в форме современного балетного спектакля». Получилось и правда очень неплохо.

Сюжет — что-то такое про сироту, дитя без матери, которая никак не может встретиться со своим отцом, потом в дело включается герой, терпящий крушение на своем корабле и чудом спасшийся. А над всем этим еще и довлеет условие для разрушения злых чар: надо принести в нужное место много мешков с рисом. В конечном счете, по накалу страстей и милой лихости сюжета «Шим Чон» напоминает «Баядерку», если бы ее ставили не в индийском, а в корейском вкусе. И, знаете, экзотики здесь тоже не намного больше, чем в «Баядерке», а уровень классического танца действительно высок. История спектакля лишь подтверждает наши рекомендации — его сыграли более 250 раз в Корее и многих других странах мира. Пора уже и нам приобщиться.