Спектакль «Бесы», поставленный Юрием Любимовым на сцене Театра имени Вахтангова, получился более значительным, чем то, что режиссер делал в последние годы на «Таганке».

«Концертное исполнение романа» в двухчастях — так определил Любимов жанр своего спектакля, который сам же и оформил. В центре сцены —
рояль (специально для «Бесов» Владимир Мартынов написал вариации на тему «Петрушки» Стравинского). На заднике — огромная копия картины французского классициста Клода Лоррена «Асис и Галатея». «Я называл ее золотым веком», — говорит о полотне элегантный долговязый Ставрогин (Сергей Епишев), заботливо переворачивая ноты сидящему за роялем пианисту Александру Гиндину. Повествование в спектакле ведет
не безликий хроникер, как у Достоевского, а сам главный герой.Отыграв эпизод, актеры не исчезают за кулисами, а отходят назад и тонут в толпе. «Мчатся бесы, вьются бесы», — скандируют они, раскачиваясь и потрясая транспарантами. Приглядевшись, понимаешь, что вместо революционных лозунгов на транспарантах — названия глав романа: «Хромоножка», «Принц Гарри» и т.д. Люди двигаются, полотнища задевают друг за друга и спутываются, кто-то падает.

Спектакль Любимова — не краткий пересказ истории революционеров-террористов, убивших студента Шатова (Достоевский описал реальные события), а устроенный силами театра следственный эксперимент, показывающий, как воплощение любой идеи затягивает в свой водоворот множество случайно переплетенных судеб. Режиссерские приемы Любимова, включая вовлечение в игру зала, молодые вахтанговцы осваивают на лету, создавая ряд отточенных скетчей. В условном, очищеннном от быта спектакле (нет ни поцелуев, ни интимных сцен, дождь заменяет человек с брандспойтом, а дверь висит в воздухе) у каждого актера — своя партитура звуков и движений. Мелкий бес Петр Верховенский и мудрый Святитель Тихон (обе роли играет Юрий Красков), Хромоножка (Мария Бердинских), Лиза (Евгения Крегжде) и капитан Лебядкин (Евгений Косырев) — вот только краткий переченьотлично сделанных ролей. И все же главная удача спектакля — Ставрогин. Сергей Епишев, похоже, овладел умением заражать зрителя не только чувством, но и мыслью. Сперва кажется, что он строит роль лишь на внешних контрастах. Неспешное благородство движений актер сочетает с кривой улыбочкой и зорким, пытливым взглядом натуралиста, которым изучает «подопытных» людишек. И только потом начинаешь ценить главное: в любом диалоге актер точно держит мысль и так внимательно слушает партнера, что зритель втягивается в смысловое поле спектакля, как в водоворот.

Вот, собственно, это и есть главная заслуга «Бесов». Ведь звучащий в спектакле рефреном призыв не терять веру в Бога — дело интимное (и звучит слегка назидательно), а вот умение слушать друг друга и вдумываться в суть высказываний очередного революционного вожака — это, согласитесь, дорогого стоит.

фото: Владимир Луповской