Наталья Витвицкая
6 апреля 2012

«Кавалер розы»: всё, как заказывали

В Большом театре состоялась премьера оперы Рихарда Штрауса.

«Кавалер розы» в Большом — событие знаковое. Не потому, что в России ее ставили только раз, да и то в Петербурге. А потому, что режиссурой занимался Стивен Лоулесс, сдержанный европеец, в постановках не позволяющий себе радикальных концепций и нарочитого самовыражения. А это значит «Кавалер розы» — гарантированный подарок адептам классики, которые активизировались после скандальной «Руслана и Людмилы» господина Чернякова. Они очень ждали возвращения традиций на Основную сцену Большого, и дождались.

Режиссер позволил себе только одну вольность в интерпретации — первое, второе и третье действия оперы он перенес в условный XVIII, XIX, XX соответственно. Ход оправданный: так Лоулесс подчеркнул глубоко спрятанную за ярким заманчивым «фасадом» сюжета проблематику оперы. Время стремительно и жестоко: одна любовь сменяет другую, и ничто не вечно.

О замаскированной морали оперы, впрочем, думается, с трудом. Четыре с половиной часа публика больше занята тем, что «вкушает» венские удовольствия. Заглядывает в спальню великовозрастной красотки, которая томно вздыхает в объятиях молодого любовника. Засматривается на большой цветочный купол (аналог того, который венчает венский «Сецессион»), украшающий альков героини. Следит за развитием интриги с переодеванием мужчины в женщину, «наведывается» в современный парк развлечений. В финале, как полагается — радуется счастью героев. Безумная красота Вены, ее шарм и аромат кажутся совершенно реальными. Это и есть тот самый праздник, за которым публика спешит в Большой.

Если говорить об исполнении, то стоит признать: оркестр Большого и команда солистов (часть из них, разумеется, приглашенная) неплохо справились с задачей передать красоту немецкой оперы. Отдельные арии звучат особенно сладко, хотя в целом же всем артистам не хватает непринужденности. Оперу с фривольным сюжетом (пусть даже это опера на немецком языке) нельзя петь с серьезными лицами.

Иными словами, «Кавалер розы» сегодня — образчик «крупной формы», но не без недочетов. С одной стороны зритель наслаждается неспешным течением упоительной музыки, неспешно рассматривает богатые декорации и аутентичные костюмы, следит за поворотами мелодраматичного сюжета. С другой — довольно скоро начинает тяготиться однообразием мизансцен, затянутостью действия и музыкальными «длиннотами». Впрочем, именно так оперу представляет себе обыватель. Роскошное действо про коварство и любовь, но по определению скучноватое.

фото Дамира Юсупова

Отзывы о ««Кавалер розы»: всё, как заказывали»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

17 февраля (вс) | 17:00 | Гоголь-центр, драма 17 февраля (вс) | 17:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

31 января (чт) | 18:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 31 января (чт) | 18:00

Спектакль-кабаре про Первую мировую.

8 февраля (пт) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 8 февраля (пт) | 18:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

9 февраля (сб) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Затейливый перформанс, во время которого лермонтовского демона собирают из тряпок и туалетной бумаги.

Самые аншлаговые спектакли по ценам до 1000 рублей. Пока театралы не спохватились, есть все шансы успеть!

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.