Молодая и яркая актриса «Табакерки» играет у Константина Богомолова регулярно. Накануне вторых гастролей «Лира», самого скандального спектакля сезона, журнал «Ваш досуг» встретился с актрисой и выяснил, что она думает о сценических экспериментах, модельном прошлом и людях современной формации.

Анна, Вы работаете в одном из самых сильных московских театров — «Табакерке». Почему выбор пал именно на него?

У меня, действительно, в свое время был выбор — МХТ или Табакерка. И я не ошиблась. В Здесь невероятная душевная атмосфера. Невероятная потому, что театр — это конкурентная среда, а в «Табакерке» об этом как-то забываешь. Никто никому не моет кости. Все веселые добрые люди. И абсолютно все — мои друзья.

А как отношения с мэтром Олег Павловичем Табаковым?

Я работаю у него в театре, поэтому смею думать, что хорошо относится.

Ваша первая самостоятельная роль в «Табакерке» — «Олеся» по Куприну?

Да. Мне дорог этот спектакль, прежде всего, тем, что он первый. При чем первым для многих, в том числе для режиссера Олеси Невмержицкой. Рождалась «Олеся» в муках и получилась неоднозначной — у спектакля нет четкого скелета, много сделано на живую нитку. По принципу «собрались и наистерили что-то».

В «Олесе» Вы играете с Розой Хайруллиной. И, кстати, она — Ваш партнер и в богомоловском «Лире».

Роза — особенная актриса. Про нее бессмысленно говорить, это тот случай, когда человеку достался божий дар. Когда встретились, мы сразу прикипели друг к другу. Никогда Роза не говорила мне, как играть, не делала замечаний. Только в том случае, если ей понравилось, она может произнести «сегодня классно у нас сцена пошла». Роза несет в мир только позитив.

Еще один важный человек в Вашей творческой жизни — Константин Богомолов. Вы играете во многих его спектаклях. Однако этого режиссера многие обвиняют в тотальном эпатаже, в метафорах ниже пояса. Как Вы относитесь к такого рода критике?

Костя всегда делает только, что ему интересно. Я не всегда разделяю его взгляды, но это и не нужно. Актер не равен режиссеру. У него есть цельная картина,а мне необязательно ее видеть. Кроме того, Костя для меня безусловный авторитет. Я знаю, что он человек потрясающих знаний и огромной эрудиции. Этого достаточно, чтобы я прекратила все внутренние споры. Я элементарно знаю в 100 раз меньше, чем он. А что касается критики...когда возникает шум, Костя, как истинный художник, доволен. Говорит «какая интрига!». Он считает, — какое угодно мнение лучше, чем безразличие.

Эдмунд Глостер, которого Вы играете — выдуманный персонаж. Как Вы думаете, зачем он нужен этой истории?

Эдмунд — человек современной формации. Он с презрением относится к каким-то вещам, но ими же и занимается. Ненавидит город, в котором живет. Безразличен ко всему. Его не трогает даже собственная смерть. Я считаю, эти черты говорят сами за себя. Вспомните недавние выборы. Одни сходят с ума и с пеной у рта что-то доказывают, другие отбиваются, но гораздо больше третьих. Которым насрать на всё. Мне страшно подумать, что бы было, если бы наши предки были бы этими «третьими».

Вы не любите своего героя?

Мне, как актрисе, интересно его играть. Произносить монолог из «Заратустры». Я человек абсолютно не ницшеанского склада, но есть вещи, которые настолько разумны,что их нельзя отрицать. Например: мы, действительно, погрязли в суете, ничего вокруг не видим и постоянно зарабатываем, при этом склонны без конца оправдывать любые свои промахи и неприятные качества характера.

Это Ваша любимая сцена?

Я вообще люблю этот спектакль. Возможно, я в глубине души понимаю, что он гадкий, но безумно интересный.

Ваша мама-актриса Театра Вахтангова Ольга Чиповская. Когда Вы приняли решение стать на тот же путь, она Вас отговаривала?

Мама объясняла, насколько это тяжелая профессия. И в физическом и в моральном плане. Мама боялась моих неудач, она знала, насколько для артиста катастрофична невостребованность. Безусловно, она меня в меня верила и, вероятно, понимала,что у меня есть данные, но, как любая мать, не могла не предполагать худшего. Это же известная история: не отвечаешь на мамины звонки, она в 90% случаев думает, что ты умерла, и только в 10% — что у тебя села батарея.

Принято считать, что родители — самые строгие критики. В Вашем случае это правда?

Правда. Папы я почему-то меньше боюсь. А вот мамы... Во-первых, она в профессии. Во-вторых я хочу,чтобы ей было хорошо на моем спектакле.

Между Вами есть момент соперничества?

Что вы, я не могу с ней соперничать. Я не знаю никого, кто вообще на это способен..

Аня, я знаю, что на один из спектаклей с Вашим участием приходил Ваш учитель, Константин Райкин.

Да, это была «Женитьба Белугина», мой первый спектакль в «Табакерке». Я знала,что придет моя подруга Полина Райкина, но что она приведет собой всю семью, не предполагала. Отчетливо помню момент — я играю сцену и слышу — в зале раздается фирменный смех Райкина. Надо сказать, смех специфический, его невозможно не узнать. На этом моменте спектакль для меня закончился, — я впала в адский зажим. Однако Константин Аркадьевич был страшно доволен. Всё говорил «Когда ты успела это сделать?»

Райкин известен жестким методами преподавания. Каково это, учиться у него?

Он не приемлет лени. С другой стороны, как можно допускать лень, если хочешь добиться результата. Я, например, ленива по своей природе, меня сложно заставить встать рано. Приходилось бороться с собой.

Можете сказать, какой «главный завет» от Райкина Вы получили?

Не надо никого слушать — ни того, кто ругает, ни того, кто хвалит. Возможно, это двусмысленная позиция, однако очень верная. Сегодня люди вообще много говорят , а с появлением соцсетей выражение собственного, зачастую ничего не значащего мнения стало повсеместным. Но ведь это всё это шлак. Людьми иногда движет злоба, зависть или еще хуже — они высказываются только ради того, чтобы высказаться.

Правда, что Вы работали моделью?

Всеобщее заблуждение. Так получилось,что я какое-то время была лицом линии молодежной одежды. Наверное, в 17 лет у меня были миловидные щечки. Но,чтобы быть моделью, мне, как минимум, не хватает роста. Все профессиональные съемки, которые случаются сегодня, приурочены к премьерам. И связаны с тем, что я — актриса.

Однако, Анна, Вы обладаете яркой внешностью. Есть мнение, что красивым проще пробиться.

Хороших ролей на красоток не пишут.

Анна, Вам ближе классика или экспериментальный театр?

Не могу ответить. Мне интересно и то, и другое, главное, чтобы я получала удовольствие от своей работы. Для меня это единственный критерий.

Вы считаете себя театральной или киноактрисой?

Конечно, театральной. Я там работаю гораздо больше. К тому же, в театре элементарно драматургия другого уровня. Там интереснее. Я ни за какие деньги и ни за какую популярность не готова работать там, где неинтересно.

Но гонорары в кино и театре несоизмеримы.

Во-первых, в «Табакерке» хорошо платят. Во-вторых, я у меня все в порядке с финансами.

Вам не обидно, что популярность приходит через сериалы и кино, а не через театр?

Обидно, если искать популярности. Я ее не ищу. Не будет, значит не надо.

Однако Вы не любите вспоминать,что когда-то играли в сериалах. Почему?

Вы же понимаете, что сериал сериалу рознь. Существует «Ликвидация», и существует «Бедная Настя». Если первый вариант, то за свою работу не стыдно. Сейчас, например, я еду сниматься в 8-серийном проекте Первого канала. Сценарий там потрясающий, и артисты замечательные. Я взяла в руки сценарий и поняла,что времени не жалко. У меня там одна из главных ролей. Пробы длились 4 месяца.

Аня, на кого Вы ориентируетесь в профессии? Кто для Вас символ успешной карьеры?

Это прозвучит банально, но Мэрил Стрип. Она — уникум, ни разу не повторилась. Леонардо Ди Каприо. Абсолютная загадка, как можно было отмыться от «Титаника». Из наших артистов- Инна Чурикова, Марина Неелова, Ксения Раппапорт...

Как Вы отдыхаете, часто ли попадает в театр-кино не по работе ?

В театр редко хожу, наверное, его и так много в моей жизни. Чаще всего бываю на спектаклях, если друзья зовут. Последнее яркое впечатление — бутусовская «Чайка». Я обожаю читать, особенно скандинавскую прозу. У них эмоции дозированы. Всем советую познакомиться с книгой внучки Астрид Лингрен «Стыд».

Почему Вам важно, чтобы эмоции были дозированы. Вы не романтичны?

Я не люблю «страданцев». Ни в кино, ни в театре, ни в книгах. В книге все можно выразить одним предположением, в кино- театре — жестом или взглядом.

Вы производите впечатление очень уверенной в себе девушки, несмотря на внешнюю хрупкость. Сейчас главное для Вас — карьера?

Главное — жизнь в данный конкретный момент.У меня есть мечты и цели, но я ничего не планирую. Я счастливый человек. У меня отличная работа, прекрасные друзья. Зачем придумывать дополнительные сложности?

фото предоставлено Театром п/р Олега Табакова