1 марта 2012 года в концертном зале гостиницы «Юность» состоялся спектакль «Я ль виноват, что я поэт...» о жизни Сергея Есенина.

Режиссер-постановщик, Инна Абрамова, не первая, кто обратился к жизни и творчеству одного из самых лиричных поэтов России. В своей сценической версии она не пыталась дать ответы на вопросы — она создала спектакль-воспоминание. Для этого не требовалось изощренной сценографии, огромного количества действующих лиц, проработанного и тщательно выписанного сценария — с максимальным аскетизмом режиссер воссоздала мир есенинской действительности. Материалы, использованные для видеоряда, — уникальные фотографии 1905 года, не подвергавшиеся обработке, они представляют собой визуальную хронику жизни поэта. Любопытный драматургический ход — сознательный отказ от диалогов между героями: Есенин (Иван Соколов) и его Женщины общаются посредством стихов, полунамеков, взглядов. Они существуют в разных вселенных, разных плоскостях: Он никогда не меняет траектории движения. Женщинам в жизни Есенина отведена роль попутчиц, в спектакле же каждая из них символизирует определенный период в жизни поэта, благодаря воспоминаниям героинь Есенин раскрывается перед зрителем как человек и творческая личность.

Символично и то, что разные женские роли (М.Бальзамовой, А.Изрядновой, З.Райх, Т.Бениславской, А.Дункан) исполняет одна актриса, Виктория Абрашина. Она выступает как собирательный образ, воплощение Вечной Женственности, к которой стремился Есенин, но которая не могла дать ему того, что давала поэзия — возможности жить, дышать полной грудью, быть самодостаточным и жить без ограничений и сложностей бытовой жизни. Каждая из спутниц Есенина, судя по их исповеди, хотела привязать его к себе, обладать им в полной мере, но все они проиграли его единственной возлюбленной — поэзии.

Спектакль «Я ль виноват, что я поэт» — это ускоренное путешествие по жизни Есенина, умещенной в одно действие. Мелодика его стихов подчеркивается песенным исполнением — для этого пригласили «золотых голосов» России, лауреатов конкурса певцов в Юрмале Петра Урбановичуса и Игоря Марченко. Вокал, воздушная гимнастика, народные танцы, хореографические номера — все вошло в синтетический спектакль. Сильнейшая сцена — «свидания» поэта с Черным человеком (отрывок из поэмы), воздушным гимнастом (Максим Золотухин). А висящая в конце номера веревка — символ гибели поэта, смерти Есенина.

Но почему режиссер обратилась к личности именно этого поэта? По ее словам, время, в котором жил Есенин, проекция нынешнего, со всеми его странностями и проблемами.

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.


Россия сейчас — уже не та, какой хотел видеть поэт. Это не великая держава, а страна, раздираемая противоречиями. Необходимо вернуться к историческому прошлому, к той есенинской чистой, светлой, поэтической России, в которой рождались и воспитывались Великие Люди — именно это и хотела сказать своим спектаклем режиссер-постановщик Инна Абрамова.

Есенин — поэт, существующий вне времени, остро актуальный и сейчас. Тот, кто, по словам Ходасевича, «не нашел в себе силы разлюбить то, что наш век велел ненавидеть», был как светоч, как искра, погасшая в далекой Вселенной, но навсегда оставшаяся в памяти. Спасибо организаторам — Парку искусств и инноваций — за то, что подарили женщинам праздник и оживили память о величайшем русском поэте Сергее Есенине.
 

Екатерина Писарева