Несмотря на свое название и аудиторию, Молодежный театр отмечает очень солидный юбилей — 90-летие. Поставленный к этой дате спектакль войдет в его репертуар.

Обычно юбилей — зрелище для избранных. На торжественные вечера или легкомысленные капустники, подготовленные к празднику, собирается бомонд: знаменитости, друзья театра, критики, чиновники от культуры — в общем, те, кого нельзя не позвать. И часто программа, которую готовили к торжеству, идет один раз, оставаясь запечатленной разве что на видео.

А вот Российский молодежный театр решил включить свой юбилейный вечер «В пространстве сцены», поставленный главным режиссером Алексеем Бородиным, в афишу. Это вполне логично — ведь повседневная жизнь театра должна разворачиваться в ощущении присутствия его истории. Во время действия спектакля с колосников спускаются портреты тех, без кого невозможно было представить себе существование Московского театра для детей (он же Центральный детский театр, он же РАМТ). Это и Наталья Сац, по чьей инициативе театр был основан в 1921 году, и Константин Шах-Азизов, легендарный директор на протяжении более чем четверти века, и режиссеры Мария Кнебель, Анатолий Эфрос, и драматург Виктор Розов, и Олег Ефремов, служивший в ЦДТ в качестве артиста.

Портреты спускаются с колосников, а потом взлетают обратно, потому что на самом деле эта постановка — вовсе не мемориал, а энергичное ревю, состоящее из 46 номеров, каждый из которых длится две-три минуты. В Центральном детском театре всегда была своя манера существования на сцене, здесь играли знаменитые травести — например, Валентина Сперантова. Здесь в 50-е годы начинал Анатолий Эфрос, добивавшийся от актеров предельной органичности. На репетициях его легендарного спектакля «Друг мой Колька!» он рассказывал актерам о невероятной естественности детей, которые ни секунды не могут без движения — даже книгу читают, стоя на голове. В РАМТе и сегодня ценится умение хорошо двигаться, танцевать, петь. Все это и стараются продемонстрировать молодые артисты — отплясывают канкан и испанский танец, фехтуют, исполняют дуэт из оперетты и сатирические куплеты, пародируют мюзикл «Кабаре», развлекая публику песенкой Money-Money с Петром Красиловым в образе Салли. Веселые номера чередуются с серьезными: звучат фрагменты из произведений Блока, Ростана, Лермонтова, Олеши, Чехова, Белинского, Стоппарда.

РАМТ — театр живой и современный, поэтому для его артистов, как кажется, существует две магистральные темы, достойные рефлексии: собственно творчество — и жизнь, разворачивающаяся за стенами. Важные моменты спектакля — когда четыре актрисы (Нелли Уварова, Мария Рыщенкова, Ольга Санькова, Анна Тараторкина) читают «Тайны ремесла» Ахматовой. А еще когда Алексей Маслов произносит монолог из пьесы Ибсена «Враг народа», а Алексей Веселкин изображает сэра Чилтерна из «Идеального мужа» Оскара Уайльда. В первом отрывке речь идет о политике, во втором — о том, какую страшную власть над другими людьми дают деньги. Оба отрывка звучат очень актуально.

фото: Мария Моисеева