«Золотая маска» привозит в Москву спектакли знаменитого польского авангардиста Кристиана Люпы из его цикла постановок о культовых фигурах ХХ века. «Ваш Досуг» собрал несколько красноречивых фактов из жизни мэтра.

Кристиан Люпа — хиппи с полувековым стажем, художник по образованию и арт-провокатор по призванию. Учитель целого поколения польской режиссуры и один из самых непредсказуемых теат ральных мэтров, он утверждает, что настоящий режиссер никогда не знает, чего хочет.

Люпа родился 7 ноября 1943 года в городе Ястшембе-Здруй в семье учителя, слывшего маниакальным полиглотом. Отец хорошо знал русский, так что и сын много лет спустя, в 2008-м, репетируя «Чайку» в питерской Александринке, звал переводчика только тогда, когда злился на артистов, — видимо, чтобы не брякнуть лишнего.

Сперва Люпа учился на физика, но получил диплом художника-графика. Потом стал учиться на кинорежиссера, но в итоге окончил Высшую театральную школу Кракова. Каждый кадр в его спектаклях так и просится в рамку и на стену, но режиссер говорит, что слово и смысл для него куда важнее зрелищности.

Когда «вечный студент» Люпа заканчивал свое обучение, он поставил спектакль «Красотки и мартышки», после которого его позвали во все престижные театры Польши, а актеры готовы были проводить с ним дни и ночи. В итоге в театре города Елена-Гура образовалось что-то вроде коммуны. Много лет спустя из такой же коммуны возник 7-часовой спектакль «Фабрика-2», посвященный Энди Уорхолу — художнику, чье творчество стало для поколения Люпы символом свободы. В «Фабрике-2» Люпа воспроизвел не только знаменитую уорхоловскую студию, но сам дух творчества 70-х, замешанный на ЛСД, ранних смертях и нервных срывах.

Театр Кристиан Люпа считает не столько профессией, сколько средством самопознания. Недаром героями его спектаклей часто становились философы: сходящий с ума Ницше (спектакль «Заратустра») и Симона Вайль, голодавшая из солидарности с узниками Освенцима («Персона. Тело Симоны»).

На сегодня Люпа — не только главный авторитет, но и главный деспот польской сцены. Своих актеров он запирает на много часов — работать над ролью один на один с видеокамерой. На премьере «Тела Симоны» игравшая Симону Иоанна Щепковска повернулась к залу спиной и демонстративно сняла штаны, прокричав слова протеста в адрес тирана-режиссера. Однако вечный поиск и радикальные эксперименты над человеческой психикой не помешали режиссеру добиться стабильности: уже лет тридцать он служит в «Старом театре» Кракова и получил все престижные театральные премии мира.

Московская публика впервые увидела Люпу четыре года назад, когда на «Маску» привезли ту самую «Чайку». Выйдя на поклоны, седой мэтр в широких брюках и растянутой майке обвел собравшихся взглядом школьника, подбросившего училке дохлую мышь и наслаждающегося ее визгом. Могло показаться, что он и затеял свою поперек всех правил поставленную «Чайку» только для того, чтобы полюбоваться на вытянувшиеся физиономии русских. Треплев в финале его спектакля и не думал стреляться — вместе с Заречной он спокойно медитировал под песню канадской певицы Лхасы...

Между тем театр, которым занимается пан Люпа, следует заветам русских символистов с их идеей превращения человеческой жизни в художественное произведение. В трилогии о культовых персонах ХХ века Люпе удается не только воссоздать один день Энди Уорхола, Мэрилин Монро и философа Симоны Вайль, но показать душевные терзания этих людей, которые сгорали и превращались в легенды. Причем Монро, которую Люпа считает не только главной блондинкой всех времен, но и выдающейся личностью, сгорает в его спектакле не в переносном, а в са мом прямом смысле — в двух шагах от первого ряда. Как это возможно — узнают те, кто попадет на спектакль.