На сцене старейшего московского театра начинается один из самых престижных европейских фестивалей.

Финансируемый Евросоюзом Союз театров Европы (СТЕ) возник еще в 1990-м. Но до недавнего времени в него входили только два российских коллектива — питерский МДТ Льва Додина и «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. В 2010-м по инициативе Юрия Соломина в Союз вошел и Малый. После чего СТЕ предложил провести в Москве свой фестиваль.

С середины марта по 22 апреля на трех площадках Малого (основная сцена, сценафилиала и сцена Училища имени Щепкина) покажут спектакли, отобранные специальным русско-европейским жюри. Среди них — «Железная дорога в Дамаск» знаменитого израильского театра «Габима», «Дибук» из Северной Греции, румынская версия «Иванова», поставленная американским румыном и знатоком Чехова Андреем Щербаном в бухарестскомтеатре «Буландра».

Покажут в Москве и итальянскую версию «Карьеры Артуро Уи», поставленную в Риме Клаудио Лонги. И брехтовскую же «Святую Иоанну скотобоен», поставленную знаменитым Лукой Ронкони в миланском «Пиколо театро» — театре, основанном когда-то Джорджом Стрелером, бывшим одним из инициаторов создания СТЕ.

Уже на этой неделе можно посмотреть «Дибук» — греческую версию знаменитой пьесы, написанной в начале ХХ века Семеном Ан-ским по мотивам еврейского фольклорного мифа. Миф возник еще в Средние века. Согласно ему, душа умершего человека, не выполнившего свое земное предназначение, может завершить его в форме некого духа, дибука, вселившись в тело другого человека. И тогда дух этот непременно надо изгнать — процедура напоминает ритуал экзорцизма в католической церкви. С пьесы Анского, поставленной в 1922-м Евгением Вахтанговым (в его версии спектакль назывался «Гадибук»), когда-то начался знаменитый театр «Габима». Теперь нам предстоит увидеть, как трактуют «Дибук» современные греческие артисты в постановке Сотириса Хатзакиса.