Редкую пьесу Тома Стоппарда выпускает в филиале Театра имени Пушкина режиссер и артист МХТ Олег Тополянский.

Две актрисы, два актера и два драматурга – никогда не угадаешь, сколько любовных пар может получиться в итоге, особенно если речь идет об умных, талантливых и изрядно умудренных жизнью героях. Роль драматурга Генри и альтер эго самого сэра Стоппарда играет . «Ваш Досуг» встретился с артистом, чтобы выяснить все о последних романтиках, честных режиссерах и жизненных ценностях.

 Андрей, вы знакомы с творчеством Тома Стоппарда?
Конечно, я его читал. Но пьеса «Отражения, или Истинное» не похожа на остальную драматургию Стоппарда. Он не придумывал Генри – он написал его с себя. Пьеса посвящается Мириам – эта женщина в действительности стала его женой. Отсюда волнующая искренность, обнаженный нерв этой пьесы.

Чем бы вы могли объяснить популярность Стоппарда в России?
 Этой самой искренностью. И, конечно, высочайшим уровнем драматургии. Глубина мысли при внешней простоте языка – сегодня это редкость. Мне кажется, такая манера очень близка русскому читателю. Стоппард – как новый Чехов.

Как, по-вашему, чем эта пьеса может зацепить зрителя?
Стоппард говорит о том, что любовь может отнять все, даже талант. В его пьесе, помимо истории чувств, есть история драматурга, который, влюбившись, перестает писать. Так о любви, о ее испытаниях еще никто не писал. Стоппард как будто знает все о мужчинах и женщинах, о том, через что они проходят, решаясь быть вместе.

Одна из героинь пьесы зовет Генри последним романтиком. Не кажется ли вам, что играть сегодня последнего романтика рискованно? Кого увлечет столь старомодный герой?
Дело не в том, старомоден Генри или нет. Он интересен, потому что предельно честен с собой и окружающими. Для него любовь и брак – основополагающие вещи в жизни. Он считает, что идея верности свята. И на этом он спотыкается. Мне кажется, что наблюдать за ним и его сомнениями – увлекательнейшее занятие.

Вы не похожи на своего героя?
Знаете, на репетициях все актеры этого спектакля говорили, что пьеса – про каждого из них. В этом заключается главная трудность – играть близкого, даже слишком близкого тебе по духу и мыслям персонажа. Я настолько поглощен этой работой, что отказался от других проектов, от главной роли в кино.

Как работает режиссер Олег Тополянский?«Отражения…» – это психологический театр?
Абсолютно. Все соответствует тексту, место действия никуда не переносится – речь о 80-х годах ХХ века. Только декорации условны.

Вы говорили, что у каждого режиссера свой язык. Какой язык у Тополянского?
Олег – артист, поэтому он все проживает вместе с нами. Между ним и артистами мгновенно возникает диалог. Никакого диктата.

Кто ваши партнеры?
Основной партнершей является Вика Исакова – она играет актрису Анни, в лице которой Генри находит свою любовь. Это очень умная, хрупкая и мудрая актриса. Удовольствие доставляет и работа с Верой Воронковой (Шарлотта, жена Генри, которой он изменит с Анни. – Прим. «ВД»). И, конечно, с Григорием Сиятвиндой (Макс – муж Анни и соперник Генри. – Прим. «ВД»). О нем много говорить не надо, он замечательный артист. Хотя Григорий – приглашенная звезда, мы быстро нашли общий язык.

Вы участвуете в разных постановках – от классики до саундрамы. Есть то, что вы категорически не принимаете в театре?
Я всегда должен понимать, для чего тот или иной эксперимент нужен. Если меня цепляет, я иду на риск. Пока за все, что я сделал, мне не стыдно.

Какой театр вы любите?
Я люблю честный театр, все равно – классика это или новая драма. Мне важно, чтобы режиссер не считал артиста красочкой в общей картине, не держал фигу в кармане, а работал вместе с ним. Чтобы спектакль был куском его мяса, его жизнью.

Вы как-то сказали, что вы везунчик. В чем ваша главная удача?
Я делаю то, что люблю. Поверьте, это большая редкость и большое везение.