На Чеховский фестиваль приехал спектакль Франка Касторфа «Мастер и Маргарита». 52-летний Касторф, одно из первых имен современного немецкого театра, в ГДР слыл противником тоталитаризма, а в объединенной Германии стал коммунистом-альтернативщиком. Этот «нетипичный немец» – из славного крыла левой европейской интеллигенции, которая политкорректности предпочитает слова «нет» и «против». Его театр «Фольксбюне» на берлинской площади Розы Люксембург стоит покрытый алыми знаменами, а в Москве Касторф больше всего любит «Горьки-штрассе» с ее тоталитарной архитектурой.

Постановка булгаковского романа – это прежде всего политическая акция, в которой Касторф отдает дань своей горячей любви к Восточной Европе. Старые политические идеи монтируются здесь с новейшими театральными технологиями. Например, видеоэкраны, на которых зритель видит части сцены, скрытые от глаз зрителя. По мнению Касторфа, так реализуется страсть современного человека к подглядыванию. Мир спектакля – мир мебельного хай-тека, технических ребусов новейшего жилища. Касторф и сам не знает, когда и где происходят события – в булгаковской Москве, современной Москве или респектабельном Берлине.

Еще одна его уловка – параллельное существование актеров в двух мирах. И Мастера, и Понтия Пилата играет гениальный Мартин Вуттке, которого Моск-
ва хорошо знает.  По одному актеру на Бездомного и Левия Матвея, на Воланда и Афрания, на Берлиоза и Каиафу. Фигуре Иешуа соответствует в Москве оборванный бомж, который пишет стихи и тут же рвет их в пьяном слезливом угаре. Двойника нет только у Маргариты.

21, 22 июня. На сцене МХАТ им. Горького. Начало в 18.00