На исторической сцене Большого театра возобновлен «Огненный ангел» Сергея Прокофьева в постановке Франчески Замбелло — странный спектакль с мистическим сюжетом.



Ставили эту бесконечность в пяти актах лет восемь назад. Сразу было видно, что спектакль вышел непохожим на репертуар Большого — не столько по режиссуре, актерским работам и прочим частностям, сколько по выбору оперы. Это теперь зритель более-менее привык к разбросу от «Бориса Годунова» до «Золотого петушка» и от «Турандот» до «Кармен», но эти названия, в отличие от трактовок, все равно привычны. Здесь же Большой брался за махину Прокофьева по одноименному роману Валерия Брюсова, годами считавшуюся несценичной.

В самом деле западник Прокофьев сполна отыгрывал в ней фирменный немецкий мистицизм, в широтах града Китежа выглядевший странно. Путанное, написанное самим Прокофьевым либретто грешит обилием второстепенных героев, побочных линий и необъяснимых даже с точки зрения сцены драматургических ходов. Есть героиня Рената (Елена Зеленская), очарованная в детстве Огненным ангелом, и герой Рупрехт (Борис Стеценко), очарованный ею. Герой помогает любимой в поисках Ангела, но в итоге не находит ни Ангела, ни взаимности. Еще есть граф Генрих, в которого вроде бы воплотился Ангел, гадалка, маг Якоб, Инквизитор, Настоятельница монастыря, доктор философии Иоганн Фауст и при нем Мефистофель (партию делят Максим Пастер и Вячеслав Войнаровский). Вся компания, включая лекарей—трактирщиков—монахинь, вступает в разные отношения от заклинания духов до схоластических ученых споров — и все это в ариях и речитативах.

Чуткий художник Георгий Цыпин вместе с художником по свету Риком Фишером погрузили зрелище во двор-колодец самых мрачных тонов, отчегоопера то пахнет жутковатым вымыслом, то смотрится ловкой стилизацией времени охоты на ведьм, причем и то и другое верно. Сами постановщики сочли, что перенесли действие в Россию 20-х годов ХХ столетия, что не слишком похоже на правду. Как-то не вяжется эта идея с подробностями: Мефистофель в таверне развлекается поеданием и оживлением маленького мальчика, бесноватая Рената кидается на Инквизитора.

Прекрасный в своей оригинальности «нестандарт» вбросил в современную музыкальную культуру дирижер-постановщик Александр Ведерников. После его скандального ухода из Большого вослед маэстро полетели шишки, но теперь, когда страсти поутихли, на сцену возвращается сдюженный им «Огненный ангел». И если уж театр вслед за Ведерниковым дерзнул возвратить его из забвения, зрителю тем более стоит посмотреть, что получилось.