В МХТ имени Чехова выходит «Событие» Набокова в постановке Константина Богомолова. Смотреть обязательно.

В высшем обществе — а именно к нему принадлежал Владимир Набоков — примитивные каламбуры всегда считались моветоном. Однако, уж простите за каламбур, спектакль по пьесе Набокова «Событие» наверняка станет событием сезона. Пьесы Набокова редко ставят в театре — режиссеры не знают, как поступить с этой смесью ностальгии и насмешки, едкой пародии и поэтической грусти.

«Событие» написано в 1938-м, в Ментоне — это городок на Лазурном Берегу, куда традиционно отправлялись русские, больные туберкулезом. Там бывал Чехов, дача в Ментоне была у героини «Вишневого сада» Раневской, но ее пришлось продать — за долги. Как и Раневская, герои «События» сильно нуждаются в деньгах, но их вишневый сад продан давно — это русские эмигранты, осевшие в Германии, живущие своим тесным кружком, разговаривающие с интонациями, будто взятыми напрокат у героев Чехова и Тургенева. И все ждущие, что случится чудо, и жизнь, давшая трещину, как-нибудь склеится.

«Событие» в МХТ ставит Константин Богомолов. Как обещает режиссер, на этот раз он не собирается производить с пьесой никаких кровавых манипуляций — скажем, переносить действие в советский концлагерь или делать героев тайными агентами Лубянки. Исторических реалий на сцене будет немного, но они напомнят не о нашем времени, а об эпохе Набокова. Как рассказывает Богомолов, «Событие» когда-то собирался ставить сам Андрей Гончаров — легендарный худрук «Маяковки» и педагог, на курсе которого он учился в ГИТИСе. В этой дипломной постановке студент Костя Богомолов получил одну из заметных ролей и успел заразиться от мастера любовью к тонкому психологическому кружеву и особому набоковскому юмору. Но Гончаров умер, так и не выпустив спектакль. Теперь его ученик «соблазнил» этой пьесой самого Олега Табакова.

В «Событии» занято целое актерское созвездие. Роль героини, несчастливой красавицы по имени Любовь, в юности променявшей настоящую страсть на более спокойные (как казалось) отношения с художником, досталась Марине Зудиной. Самого художника с говорящей фамилией Трощейкин, оказавшегося трусом и пошляком, способным бить по лицу связанного человека, играет дебютирующий в МХТ Сергей Чонишвили. Игорю Вернику достанется роль любовника Любови, тоже отменного пошляка. Сумасшедшего следователя в очередь сыграют Федор Лавров и Сергей Сосновский. Мать героини, писательница Антонина Павловна (поклон доктору Чехову!), донимающая домашних своими эссе про умирающих лебедей, станет коронным номером Александра Семчева. Впрочем, как утверждает Богомолов, никакого шаржа и грубого комикования такая трактовка не несет — роль будет сыграна трогательно и нежно.

Коллизия набоковской пьесы — досрочное освобождение из тюрьмы бывшего любовника героини, когда-то ворвавшегося в дом Трощейкина с револьвером, серьезно ранившего Любовь и едва задевшего художника. Пьеса начинается с известия о возвращении Барбашина в город, а дальше герои напряженно ждут — и это ожидание, как луч прожектора, высвечивает нутро каждого. Прозвучит ли в финале новый выстрел, открывать не станем. Самые любопытные могут прочитать пьесу, а прочим скажем, что финалов в спектакле будет два: набоковский и богомоловский. Само собой, второй радикальнее первого.

Впрочем, как знать — ведь восприятие у всех разное. Приятно, однако, что новая режиссура бывает и такой — поэтичной, чуткой и без жестких концепций. Константин Богомолов решил не применять к героям Набокова радикальных режиссерских мер.

фото: Екатерина Цветкова