6 дней театр Кабуки показывает старинную японскую пьесу о поруганной любви. Самый почитаемый японский драматург-классик Тикамацу Мондзаэмон предпочитал писать пьесы для кукольного театра Дзёрури. Из его 120 пьес 100 написаны для этого жанра, который читатель мог видеть в фильме «Куклы» Такеши Китано.

Но пьесы Тикамацу, где взаимодействуют кукольные герои, «человеческий» рассказчик и исполнитель на трехструнном инструменте сямисэна, быстро адаптировали для театра Кабуки. Пьеса «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки», которую играют в Москве, – это такая же классика драматической сцены Японии, как «Горе от ума» или «Ревизор» для России. Одно отличие: японская пьеса была написана в 1703 году, когда профессиональный театр в России мог «отпраздновать» всего лишь свое 30-летие.

Влюбленных – обедневшего торговца маслом Токубэя и подневольную гейшу О-Хацу – играют, как водится в Кабуки, двое мужчин. При этом актеры приходятся друг другу отцом и сыном – можно сказать, по воле случая, но скорее – это закономерность, потому что в Кабуки сохраняется принцип династийности актерской профессии. Женскую роль играет «живое национальное достояние» (нечто вроде народного артиста по-японски) 72-летний Накамура Гандзиро III, мужскую – его старший сын, Накамура Кандзяку V. Накамура-отец сыграл роль гейши более тысячи раз.

Молодые влюбленные понимают, что им не вырваться из кошмарных сетей несправедливой жизни: торговца маслом публично обвиняют в мошенничестве, а бедную 19-летнюю гейшу, не давая роздыху, требуют к «станку». Светлых путей не видно, и парочка уходит в рощу Сонэдзаки, чтобы там убить себя и воссоединиться на небесах, где уже нет никаких преград любви: «Мы иней, что на поле у дороги, к бренности ведущей, / тот иней, что с каждым шагом исчезает». Сжимая щиколотку О-Хацу (жест, который доказывает решимость), Токубэй перерезает себе горло. Гейша следует за ним.

 

О жанре «синдзю»

Ни один современный драматург не может похвастаться оперативностью Тикамацу Мондзаэмона. Пьеса «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки» была поставлена спустя 32 дня (!) после реального самоубийства.

Драматург фиксирует не просто редкий случай из криминальной хроники. Средневековую Японию потрясали многочисленные истории коллективных суицидов – так расправляться с жизнью было в известной степени модно. Книготорговцы продавали специальные каталоги с изложением самых жутких случаев из череды им подобных.

«Самоубийство влюбленных», или «синдзю» – это старинный жанр японского театра. Перу Тикамацу принадлежит еще ряд текстов в этом жанре:

  • «Самоубийство влюбленных из чайного дома Касанэидзуцу»
  • «Самоубийство в день Нового года»
  • «Самоубийство влюбленных, или Трава очиток»
  • «Самоубийство влюбленных на Острове небесных сетей»
  • «Самоубийство в ночной час Обезьяны»

 

V Чеховский фестиваль Театр «Кабуки Тикамацу-дза» (Япония). 12–17 июня. На сцене МХАТа им. Горького. Билеты: 929-70-57, 730-16-48, 933-32-00, 258-00-00