Театр имени Маяковского предлагает по-новому взглянуть на творчество того, кого советская власть посмертно объявила своим главным поэтом.

После смерти (точнее, самоубийства) Маяковского в нашей стране стали насаждать его как картошку при Екатерине. Так сказал Борис Пастернак, один из его близких друзей и сам — великий поэт. Чем закончилось такое «насаждение», всем известно: именем Маяковского назвали станции метро и театры, его начали проходить в школах и печатать гигантскими тиражами. И, как следствие, перестали читать. В конце 60-х годов уже прошлого века исправить эту несправедливость решил Театр на Таганке.

В спектакле Юрия Любимова «Послушайте!» на сцену выходили целых пять Маяковских. Каждому из актеров (среди них были Высоцкий и Смехов) досталась какая-то грань сложнейшей личности поэта. Спектакль пользовался бешеным успехом, а в зрительном зале часто можно было увидеть легендарную Лилю Брик — она не только приняла любимовский спектакль, но и стала другом театра. Собственно, с тех самых пор ничего более-менее заметного ни про Маяковского, ни по его стихотворным драмам не выходило. Пару лет назад появился не очень удачный спектакль Николая Рощина «Мистерия-буфф».

И быстро исчез с афиш. В общем, нет ничего удивительного, что Миндаугас Карбаускис, став худруком Театра имени Маяковского, сходу объявил конкурс среди молодых режиссеров, цель которого — вернуть Маяковского в современный культурный контекст. Из двенадцати проектов выбрали два. Первый, который мы увидим уже на этой неделе, называется «Маяковский идет за сахаром». Его ставит недавний выпускник «Мастерской Евгения Каменьковича» Алексей Кузмин-Тарасов. Пьесу для него пишет драматург и журналист Саша Денисова — та самая, что стала автором текста к одному из главных хитов прошлого сезона, спектаклю «Зажги мой огонь». Кто не знает, поясним.

В этом спектакле шесть молодых актеров примеряют на себя судьбы рок-кумиров: Дженис Джоплин, Джима Моррисона и Джими Хендрикса. В пьесе «Маяковский идет за сахаром» будет что-то похожее. Молодые артисты «Маяк

овки» и примкнувшие к ним выпускники Каменьковича пропустят через себя жизненные перипетии поэта и ближайшего круга его друзей: Пастернака, Хлебникова, Лили Брик.

Диалоги пишутся прямо во время репетиций — с учетом индивидуальности артистов. Впрочем, режиссер использует принцип еще одного великого современника (и постановщика Маяковского) — Всеволода Мейерхольда, считавшего, что все актеры должны играть все роли. Пока известно, что Маяковских будет двое — Владимир Гуськов и Сергей Быстров. Еще будет две Лили Брик — действие начнется с того, что пожилая Лиля скажет зрителям: «Сейчас я покажу вам, как это было тогда» — и тут же выпорхнет на сцену, но уже в юном своем обличье. Впрочем, как говорят в театре, до премьеры все еще может поменяться.

На Малой сцене «Маяковки» художник-де бютант Полина Гришина соорудит подобие классического старого театра — белую игровую площадку с белыми стенами. Но спектаклю окажется тесно в традиционных рамках, и он заполнит собой все пространство — как и сам поэт, не лезший ни в какие привычные рамки. Какой была жизнь одного из основателей русского футуризма, поэта, придумавшего гениальную поэтическую «лесенку»; свободолюбца, сидевшего в юности в тюрьмах и зачем-то пошедшего на службу к большевикам; романтика, который не мог существовать без Лили — и делил ее с другими? Да, в общем, не сладкой. Оттого, наверное, и стоял в очередях за сахаром.