Любимые критиками обеих столиц питомцы режиссера Григория Козлова показали на сцене ТЦ «На Страстном» вампиловского «Старшего сына». Тем самым сорвав банк зрительской любви и обеспечив пассажирами пресловутый «Сапсан» на театральный сезон вперед.

Ставить великого советского драматурга по нынешним временам предприятие невероятное. И не потому что пьеса устарела или что Леонова-Сарафанова в легендарном фильме никто не переиграет. Просто разглядеть в заигранном до дыр тексте (Вампилова в 70-е играли одновременно в 44-х театрах страны, сегодня, возможно, всего на десяток меньше) что-то новое, практически нереально. И тем не менее «козлята» (так своих учеников называет мастер) в этой своей работе своеобразны до дерзости. Играют всё сразу: мелодраму, драму, сентиментальный роман и проповедь о любви и мире. Густо замешивая весь этот жанровый коктейль на сладком чувстве ностальгии и пронзительной самоиронии.

Начинается история про любовь и одиночество в эпоху перемен с оригинального пролога. Актеры, стоя возле интермедийного занавеса-простыни, на которой отпечатаны фотографии их бабушек и дедушек, собственно, про этих самых бабушек и дедушек рассказывают своему зрителю. Кто где родился, в кого влюблялся, на ком женился, как прожил послевоенную жизнь. Коротенькие, но содержательные монологи актеров — своеобразный мостик в далекие70-е:так зрителя «включают» в советское прошлое. С изрядной долей наивной веры в человечество, крепкой моралью, песнями под гитару, кримпленовыми платьями и брюками-клеш. Прошлое здесь прекрасно. Оно отнюдь не всегда романтично и уж точно не идеально, зато как искренне и душевно.

Познакомив нас с прототипами вампиловских героев, театр переходит к главному блюду. И оно выходит на редкость вкусным. Козлов отодвигает на десятый план иделогическую подоплеку (драма идей у Вампилова очевидна, как пример: человечный Бусыгин против реалиста Сильвы), зато оставляет нас один на один с острокомедийной ситуацией, приведшей одиноких людей друг к другу. О, как пронзительно, прикрываясь грустным смехом, здесь играют в одиночество. Несчастному чудаку Сарафанову (Алексей Ведерников) сваливается на голову «сын» — Бусыгин (Михаил Касапов). Из самозванца, которму только и надо было, что погреться в квартире доверчивого «папаши», он превращается в любящего сына, заботливого брата Васеньку (Евгений Шумейко) и нежного возлюбленного Нины (Полина Приходько). В семейной истории замешан также развеселый хулиган Сильва (Арсений Семенов, отчаянно, кстати, похожий на молодого Ширвиндта), глазастый трусливый сосед (Владимир Карпов) и несколько ограниченная, очень-очень земная девушка Наташа (Александра Мареева), в которую влюблены все поголовно.

Герои очень трогательно общаются, но еще трогательнее друг друга любят. Гениальный Васенька пылает страстью десятиклассника к 27-летнейзвезде Наташе, чего стоит один только его обиженный вид и мальчишеское позерство. Как наивен в своей «преступной» любви к не-сестре Нине Бусыгин. Как Нина прекрасна и трепетна в своем любовном упрямстве. Ну и наконец, Сарафанов… взрослый дядечка с невзрослой наивностью глядящий на мир и своих детей в нем.

Удивительно и совершенно сценическое пространство спектакля. В условиях театральной бедности, здесь сумели построить параллельный мир. Действие происходит в маленькой квартирке Сарафанова и в затопленном дождиком дворе. Наивно висит белье на просушке, слышно старенький патефон, ребята на троих распевают «Расскажи-расскажи, разве в нем одном отрада». Смотришь на все это и понимаешь, — только здесь и могла произойти эта история. Только здесь так курят, так ссорятся, так молчат и обижаются — живут, в общем, как не умеют сегодня.

Маленькое семейное дело сыграно актерами «Мастерской» как приветствие жизни. Как радость. Как изумление перед чудом любви и сострадания. Чтобы описать полученный эффект, мало быть рационалистом. Нужно быть скептиком, хотя и в этом случае эмоции зашкаливают. Некоторая избыточность лирического начала оправдана начисто лишенной всякой поэзии современной жизнью. Однако никаких мыльных пузырей. Спектакль этот — та самая заветная золотая середина, дающая возможность познакомиться с театром-отодохновением, театром-праздником, театром-чудом. «Мастерская», браво!