Вахтанговцы отмечают 90-летие своего театра грандиозной премьерой с участием всех корифеев труппы. А в МХТ играют «Письмовник» по роману Михаила Шишкина.

«Пристань»

13 нобяря будет ровно 90 лет, как театр, тогда официально называвшийся Третьей студией МХТ, вселился в особняк по адресу Арбат, 26. Через год смертельно больной Вахтангов выпустил здесь «Принцессу Турандот». Вскоре его не стало, а театр получил имя своего создателя. «Что такое юбилей? Это берег, пристань, к которой швартуется театр-корабль. Кто его пассажиры – актеры разных возрастов и амплуа», – говорит Римас Туминас, решивший отметить праздник ударным трудом. Еще в прошлом сезоне он собрал труппу и задал всем вопрос, есть ли роли, о которых мечталось, но которые так и не довелось сыграть.Эти-то роли он и решил подарить артистам в честь юбилея. И потому Людмила Максакова играет азартную бабушку из «Игрока» Достоевского, старейшина труппы Галина Коновалова (это она так зло и смешно играет няньку Марину в «Дяде Ване») – актрису императорских театров из рассказа Бунина «Благосклонное участие», Сергей Маковецкий – шекспировского злодея Ричарда III, а Юлия Борисова – чертовку Клару Цаханассьян из «Визита дамы» Дюрренматта. Всего в спектакль войдет семь драматических отрывков, один ярче другого – в неожиданных ролях выйдут Вячеслав Шалевич, Ирина Купченко, Юрий Яковлев, Владимир Этуш, Лидия Вележева, которым подыграет молодежь. Сцену оформит Адомас Яцовскис, а музыку аранжирует Фаустас Латенас – в общем, хотя подробности будущего спектакля держатся пока в тайне, но сделан он будет на фирменном туминасовском уровне. И не отчаивайтесь, если не попадете на него в первые дни – после юбилея он войдет в репертуар.

«Письмовник»

Эпистолярный жанр  снова в моде. Во всяком случае, на сцене. Взявшись за «Письмовник» Михаила Шишкина, режиссер Марина Брусникина вняла
совету Олега Табакова. Как признается худрук МХТ, эту книгу нельзя читать без слез. Причем дело не в сюжете, а в интонации. Кто читал Шишкина или смотрел спектакль «Самое важное» Евгения Каменьковича по его роману «Венерин волос», тот знает, о чем речь. Дело в том, что Шишкин умеет окружить ореолом поэзии такие простые и обыденные мелочи, что не поддаться его чарам могут лишь самые толстокожие. Как вам, например, такой пассаж: глубокая старуха признается, что от всей жизни у нее осталось только одно воспоминание – плеск воды и гондольеры, с силой отталкивающиеся от стен домов в Венеции... «Письмовник» состоит из переписки двух влюбленных, Сашеньки и Володеньки. Он ушел
в армию и угодил на войну, она осталась. Четкие приметы времени на сцене отсутствуют, и потому история кажется происходящей сегодня. Впрочем,
может быть, влюбленных давно уже нет, а их письма, так талантливо исполняемые юной Яной Гладких и Александром Голубевым, все еще летают по свету.