МХТ отмечает 113-й день рождения «Чайкой» и «Лесом», а фестиваль NET привозит в Москву радикальный спектакль про игру в кости.


«Чайка»

На этой неделе исполняется 113 лет со дня открытия Московского художественного театра. Вопреки расхожему мнению, открылся он не «Чайкой», а «Царем Федором Иоанновичем» по пьесе А.К. Толстого. Чеховскую пьесу впервые сыграли только 17 декабря 1998-го. Однако громкую славу новому театру принесла именно она. В праздничные дни театр играет «Чайку» в постановке Олега Ефремова — ее первая версия была создана еще в 1980-м. Спектакль ушел из репертуара после смерти Ефремова, но в 2001-м Олег Табаков решил его возобновить. Так что если вам по душе поэтичные декорации Валерия Левенталя и спокойная, вдумчивая интерпретация классики, лишенная, однако, запаха нафталина, вам сюда. Аркадину сегодня играет Ирина Мирошниченко, Нина Заречная — Анастасия Скорик, в роли Треплева — Юрий Чурсин.

«Лес»

Поклонники Юрия Чурсина могут продолжить знакомство с мхатовским репертуаром на «Лесе» в постановке Кирилла Серебренникова. Это тоже классика, однако действие комедии Островского режиссер перенес в советский санаторий для партийных работников эпохи застоя. На сцене — румынские гарнитуры и горки с чешским хрусталем. Хор мальчиков выводит «Беловежскую пущу». Гимназист Буланов в исполнении Чурсина предстает комсомольцем, задумавшим сделать карьеру по идеологической линии. Ему это удается: в финале, женившись на вдове партийного функционера Гурмыжской (Наталья Тенякова), он обращается к публике с инаугурационной речью. Многие зрители слышат в ней пародию на речи нашего предыдущего (и, очевидно, будущего) президента. Но это — как кому кажется. Если вы не терпите политических аллюзий, все равно получите удовольствие — от роскошной Натальи Теняковой и от дуэта Авангарда Леонтьева и Дмитрия Назарова, изображающих парочку провинциальных актеров Счастливцева и Несчастливцева.

«The Diceman»

Ценителям европейского авангарда не стоит пропускать остроумное постмодернистское кабаре, в которое венгр Виктор Бодо превратил историю, когда-то описанную психиатром Люком Райнхартом в романе «Дайсман, или Человек жребия». Речь в нем идет о практикующем враче, которому в один прекрасный день так надоела врачебная практика и вообще — повседневная рутина, что он предпочел доверить свою жизнь жребию и сделался азартным игроком в кости. Виктор Бодо, ниспровергатель всяческих театральных устоев, успевший, однако, нахватать множество театральных премий, включая нашу «Золотую маску» (за лучший иностранный спектакль-2010), поставил «Дайсмана» вместе с актерами своей компании «Спутник Шиппинг». Название этой труппы в переводе означает «иди туда, не знаю куда», но на самом деле и Бодо, и его артисты прекрасно знают, куда движутся — в сторону нового театра. Они работают этюдным методом, не чураются фарса и черной комедии. В общем, даже если вы чужды авангарду, смеяться на «Дайсмане» придется много.