В афише недели — две премьеры по Тургеневу. Обновленный Театр им. Вл. Маяковского выпускает «Месяц в деревне», а стажеры «Мастерской Фоменко» — новую версию «Вешних вод».

Летом в Театре им. Вл. Маяковского сменился худрук — им стал Миндаугас Карбаускис. Теперь вместо тихой заводи для окрестных пенсионеров «Маяковка» может оказаться одним из главных ньюсмейкеров. Пока сам Карбаускис репетирует пьесу Островского «Таланты и поклонники» (премьера намечена на январь), режиссер Александр Огарев выпускает «Месяц в деревне» с Евгенией Симоновой и Полиной Лазаревой.

«Месяц в деревне» — это русский проект жизни по велению сердца», — так туманно говорит о своем будущем спектакле сам режиссер. Ученик Анатолия Васильева, лауреат последней «Золотой маски», да еще в номинации «Новация» (за спектакль «Гвидон», в котором стихи Хармса соединились с музыкой Александра Маноцкова), Огарев умеет обнаружить новое в привычном сюжете. Герои Тургенева в его спектакле попадают в знакомую всем ситуацию, когда вдали от большого города карьерные, социальные и прочие амбиции теряют цену. Человек остается один на один с величием природы и собственными чувствами. И тут чувства вдруг начинают подсказывать что-то совершенно «неприличное». Н

о приличия герои Тургенева стремятся соблюсти даже вопреки собственному счастью. Наталью Петровну, добродетельную мать и жену, на излете молодости обнаружившую, что еще никогда по-настоящему не любила, сыграет Евгения Симонова. И хотя актриса отлично выглядит, она вовсе не собирается «омолаживаться» гримом — возраст в данном случае только обостряет конфликт. Ясно, что студент Беляев (Юрий Колокольников) — это ее первая и последняя настоящая любовь. Третьим углом треугольника станет Верочка — воспитанница Натальи Петровны, которую сыграет Полина Лазарева. Участница студенческой «Охоты на мамонта», на которую два года назад бегала вся Москва, она, как говорили в старину, представляет славную актерскую династию: Лазаревы-Немоляевы. Александра Лазарева-старшего не стало прошлой весной. Но теперь на сцену выйдет его внучка — значит, жизнь в театре продолжается.

Развить тургеневский сюжет можно на спектакле, сделанном стажерами «Мастерской» под руководством Евгения Каменьковича —«Русский человек на rendez-vous». Название постановке, основанной на повести «Вешние воды», далаизвестная статья Чернышевского. В ней говорится о слабости русского человека, неспособного разобраться с собственной судьбой. Герой повести Дмитрий Санин (дебютант Федор Малышев), возвращаясь с курорта, влюбляется в молодую итальянку Джемму (Серафима Огарева) и даже дерется из-за нее на дуэли. Чтобы поправить дела к свадьбе, он уезжает в Висбаден, где его сбивает с пути зрелая светская львица, красавица Марья Полозова (Екатерина Смирнова): предав Джемму, Санин предает и самого себя. Как всегда у Тургенева, любовная коллизия оказывается только поводом, чтобы поразмышлять о напрасно растраченной жизни, на рандеву с которой русский человек оказывается безволен.

Набранные год назад стажеры играют этот спектакль в старом здании, на узкой сцене и почти без декораций. Выходит не только обаятельно, но так благородно и умно, что верится: в отличие от героя Тургенева эти молодые актеры не растратят свои жизни попусту.