В афише недели — очень необычные спектакли. Евгений Каменькович ставит редкую поэму Бродского, а Иосиф Райхельгауз — взрывную политическую сатиру Дмитрия Быкова.

«Горбунов и Горчаков»

«Больница. Ночь. Враждебная среда... Все это не трагедия. К тому же...» Режиссер Евгений Каменькович — первый, кому удалось поставить прозу Василия Аксенова и Михаила Шишкина, а также «Улисс» Джеймса Джойса. На этом путь первопроходца не кончается: сейчас на Другой сцене «Современника» он выпускает раннюю и таинственную поэму Иосифа Бродского «Горбунов и Горчаков». Если кто не помнит (а не помнят наверняка почти все — читать ее не так просто), поэма начала писаться в середине 60-х, после того, как Бродского направили на принудительное лечение в психушку. Причина проста: власти не признавали его как поэта и считали тунеядцем.

«Приятные» воспоминания о пребывании в лечебнице вылились в поэму, написанную в виде диалога двух пациентов клиники, Горбунова и Горчакова. Один — поэт, другой — стукач, один — Моцарт, другой — Сальери. Но чем дальше идет беседа, тем больше кажется, что речь идет о двух гранях одной личности. Финал, как и положено, горчайший, но какой именно — открывать не будем. Горбунова с Горчаковым сыграют два модных в театральном мире персонажа — Никита Ефремов и Артур Смольянинов. И хотя действие происходит среди белых стен, а герои одеты в пижамы, спектакль смотрится невероятно стильно. Его оформление — дело рук трех недавних выпускников Дмитрия Крымова.


«Медведь»

Если кто любит погорячее, то самое время отправиться в «Школу современной пьесы». Худрук и главный режиссер театра Иосиф Райхельгауз выпускает политический памфлет Дмитрия Быкова. Быков, похоже, попробовал себя во всех литературных жанрах, кроме драматургического. Но теперь дебютирует и в театре. Его пьеса «Медведь» — политический памфлет на нынешнюю власть (как тонко он может ее высмеивать, известно тем, кто знаком с цик лом Быкова «Гражданин Поэт»). Действие происходит... в ванной, где неожиданно появляется бурый мишка, да не простой, а такой, которого представители администрации президента тут же объявляют символом национального возрождения. Короче, избавиться от него нельзя никак, в квартире — стойкий запах медвежатины, а тут еще является сам Бином (то есть двуглавый руководитель страны)...

Что из этого следует? То, что отправляться в театр нужно поскорее. Ведь жизнь этого остроумного и актуального спектакля, в котором заняты все звезды ШСП — от Альберта Филозова и Владимира Качана до недавних выпускников, — может оказаться недолгой.


Человек.doc

О тех героях современности, что не рулят у власти, а создают культурную среду страны, можно узнать в «Практике». Свой шестой день рождения этот театр отмечает марафоном спектаклей проекта «Человек.doc». Проект родился год назад, когда было создано десять постановок о культурных героях современности. Он оказался столь успешным, что в этом сезоне Эдуард Бояков объявил о его продолжении. Только на сей раз героями станут выдающиеся IT- и интернет-гуру: Антон Носик, Артемий Лебедев, Евгений Касперский. А пока 7 октября «Практика» покажет три самых нашумевших спектакля первой части, героями которых станут эпатажный модельер Александр Петлюра, драматург Александр Гельман и художник Олег Кулик. Петлюра расскажет о своей уникальной коллекции вещей, найденных на помойках. Монолог драматурга-производственника Гельмана прочтет артист Федор Степанов. Спешим пре дупредить поклонников Олега Кулика: он в спектакле появляется лишь на видео, которое «озвучит» артист Антон Кукушкин. Однако видевшие утверждают, что актер делает это так смешно и талантливо, что зрелище ничуть не уступает перформансам самого Кулика.