Афиша недели располагает поговорить о странностях любви. Юлия Меньшова ставит эпистолярный роман как режиссер, а Дмитрий Крымов читает любовную прозу Бунина.

Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...

«Школа драматического искусства» в ЦИМе, 30 сентября, 5–7 октября

Дмитрий Крымов и артисты его «Лаборатории» пародируют обывательские представления о героях Бунина и их страстях. В прологе спектакля рабочие долго пилят огромную кукольную коробку. За этим спокойно наблюдают рассаженные в глубине сцены семеро фатоватых господ во фраках и котелках (к труппе Крымова на этот раз примкнул Валерий Гаркалин). Лежа на боку, черноокая дива – обитательница коробки – пристально смотрит в зал, и только раз вскрикивает, когда пила впервые касается платья. И вот уже отпиленный «телесный низ» – ноги в белых чулочках и живот, из которого торчат кровавые ошметки, – отброшены в сторону, а ополовиненная кукла продолжает томно возлежать на боку…

Переложив «Темные аллеи» ироничным языком постмодернизма, Крымов превращает их в серию ярких скетчей по мотивам бунинской прозы. Герои, потрепанные жизнью господа и три куклы (Анна Синякина, Мария Смольникова, Варвара Назарова), принимающие облики их былых увлечений, существуют среди опереточных вздохов, знойных танго, «Очей черных» и прочих набивших оскомину любовных символов. Если вы возьмете на спектакль ваших подросших чад, то к пониманию любви они, конечно, не приблизятся, но вкус себе точно не испортят. А, может, и Бунина захотят прочитать.


Киллер Джо

Театр наций на сцене ЦИМа, 1, 2 октября

Любовь героев пьесы «Киллер Джо» с самого начала имеет привкус кошмара, что не мешает зрителю хохотать почти все три часа спектакля. В начале 1990-х американский драматург Треси Леттс вывел на сцену тех, кого в Америке именуют «белым мусором». Леттс первым изобразил их жизнь не как вариацию на тему «На дне», а как трагикомедию, в которой смешное и кошмарное сплавилось в гремучую смесь, примерно как в «Криминальном чтиве» Тарантино (оно, кстати, появилось позже). Болгарин Явор Гырдев, автор стильного фильма «Дзифт» и не менее стильного спектакля Театра наций «Метод Гренхольма», превратил пьесу Леттса в историю о том, как расплата за преступление приходит к тем, кто давно позабыл смысл слова «совесть». В «Киллере Джо» эта совесть имеет ангельскую внешность Юлии Пересильд и слегка отмороженные мозги. Фокус в том, что зритель так до конца и не понимает, решилась ли она «замочить» любовника в отместку за покойную мамочку или просто насмотрелась вестернов. Впрочем, заранее раскрывать сюжет нечестно. Зато можно сказать, что партнеры у Пересильд – ей под стать: брутальный Виталий Хаев и отвязная Елена Морозова.


 

Любовь. Письма

Театр им. А.С. Пушкина, 7, 8 октября

С самого детства Мелисса и Энди писали друг другу письма. Они учились в одном классе, и, казалось, детская любовь должна была кончиться свадьбой. Однако общаться через письма им оказалось привычнее. Он уехал, поступив в респектабельный колледж, она выбрала стезю художницы. Оба потерпели неудачу в браке – что подробно описали друг другу в письмах. Потом они начали стареть, а потом… В 80-е годы американец Альберт Гурней написал пьесу, целиком состоявшую из писем, – только к финалу ее герои понимают, почему не удалась жизнь, вернее, почему самым главным в ней стала эта переписка. Эту горько-смешную историю несколько лет назад сыграли Ольга Яковлева и Олег Табаков. Теперь настал черед Веры Алентовой и Владимира Меньшова. И хотя этот спектакль – режиссерский дебют их дочери Юлии, есть надежда, что он выйдет удачным: в остром комедийном даре обоим ее родителям не откажешь.