Если хотите знать, почему рок служил средством защиты от советских танков на пражских улицах, срочно отправляйтесь в РАМТ — там выходит сенсационная пьеса Тома Стоппарда.


Сцена из спектакля Rock'n'roll

Молодежный театр открывает сезон российской премьерой пьесы Rock'n'roll в постановке Адольфа Шапиро. Для РАМТа это уже вторая после трилогии «Берег утопии» встреча с текстом самого признанного из современных драматургов. Как известно, королева Британии пожаловала ему титул сэра. Хотя по рождению сэр Стоппард отнюдь не англичанин, а чех, вернее, чешский еврей, в младенчестве вывезенный из оккупированной нацистами Чехии. Все это не имело бы смысла вспоминать — Англия стала для него второй родиной — но содержание пьесы, которую ставит в Молодежном Адольф Шапиро, основано на фактах биографии писателя.

Молодой чех по имени Ян оканчивает Кембридж, а все свободное время отдает рок-н-роллу, когда на улицы Праги въезжают советские танки. Ян срочно возвращается в Прагу — ведь там мать. Все дальнейшее описал другой великий чех, Милани Кундера, в романе «Невыносимая легкость бытия»: железный занавес, впустив парня на родину, захлопывается лет на двадцать. Поначалу Ян устраивается преподавать, но вскоре его выгоняют — за связь с опальной чешской рок-группой The Plastic People Of The Universe. Он покорно спивается. В перерывах между возлияниями слушает рок и переписывается со своим кембриджским профессором — ярым коммунистом, убеждения которого не смогли поколебать ни советские танки, ни развенчание культа личности. Однако, в отличие от героев Кундеры, Яну удается дождаться свободы. В 90-м он едет в Англию, получает ставку в Кембридже и немедленно возвращается в Прагу — слушать первый концерт Rolling Stones на Пражском стадионе.

Все роли отданы молодежи. Яна играет девичий кумир Петр Красилов, профессора-коммуниста — великолепный Илья Исаев, заняты также Дарья Семенова, Рамиля Искандер и прочие звезды РАМТа. Но есть своя правда в том, что ставит Rock'n'roll режиссер старшего поколения: Адольф Шапиро хорошо помнит 1968-й и знает цену свободе. Музыку подбирал Артемий Троицкий, так что в спектакле будут звучать все корифеи рока. А декорации делал один из лучших современных сценографов, соавтор постановок Андрея Могучего и Юрия Бутусова Александр Шишкин. Он соорудил на сцене железный, но изъеденный ржавчиной занавес, на фоне которого происходит действие. Иногда этот занавес кажется стеной многоэтажного дома: актеры играют на разных этажах одновременно, луч света выхватывает то один, то другой эпизод. Поломанные судьбы, пропитые мозги, умершая от рака красавица Эсме, жена кембриджского профессора, с которым Ян продолжает спорить даже в пьяном бреду, — жизнь героев разворачивается на фоне незыблемого, как им кажется, занавеса. Диалоги, как всегда у Стоппарда, остроумны, сюжеты — парадоксальны, а финал неожиданно светел.

Своеобразным послесловием к спектаклю станет благотворительный концерт «Неравнодушный рок», который дадут только один раз, 23 сентября, а деньги перечислят в российские хосписы. В нем примут участие сэр Том Стоппард, Юрий Шевчук,Василий Шумов и та самая рок-группа The Plastic People Of The Universe, музыка которой стала для героя пьесы единственной отдушиной в тотальной несвободе. «Я жил по старинке и слушал пластинки», — мог бы сказать герой Петра Красилова. Сексуальная революция волнует героев Стоппарда не меньше, чем любовь к року.