«Табакерка» открывает новый сезон спектаклем Константина Богомолова «Волки и овцы». Журнал «Ваш Досуг» побеседовал с одной из самых интересных актрис этого театра .



— Яна, вы готовы к новому сезону?

— Это покажет мой выход на сцену. Но могу сказать, что соскучилась. Уже считаю дни.
— В «Волках и овцах» вы очень смешно играете Тамерлана — верного пса Аполлона Мурзавецкого. В пьесе Островского Тамерлан едва упоминается, а вы сделали из этого целую поэму о любви и преданности.
— О, это одна из моих любимых ролей, просто песня, а не роль! Уже шли репетиции, когда Костя (режиссер-постановщик спектакля Константин Богомолов. — Прим. «ВД») позвонил и попросил: «Янка, приди на репетицию». Прихожу. Костя мне объясняет, что по Островскому все люди делятся на волков и овец. И единственные нормальные отношения у человека складываются только с собакой. Какой бы ни был хозяин — пьяный, трезвый, злой — собака верна только ему. Мне как актрисе это показалось очень интересным.
— В недавней «Чайке» Богомолова время действия чеховскойпьесы перенесено в хрущевскую оттепель — во времена освоения космоса.Вы сыграли Машу, этакую старшеклассницу в школьной форме, которая пробует курить и пить...
— Роль Маши для меня — одна из самых страшных и самых манких. Тут надо играть несостоявшуюся жизнь. При этом героине 22 года, она почти девочка, но уже понимает, что жизнь кончена, вместо любви — несчастье. Самое печальное, что таких Маш — каждая вторая женщина.
— Вы можете сказать, что Богомолов — ваш режиссер?
— Могу. Мне с ним всегда интересно, хотя и безумно сложно. Мы с Костей каждый раз проделываем огромный путь, выстраиваем образ методом бесконечных проб. От остальных режиссеров Богомолов отличается тем, что он всегда доказателен. Железный разбор — это его закон.
— Сейчас вы репетируете у Богомолова в «Короле Лире», которого он ставит в питерском «Приюте комедианта». Говорят, вы и еще несколько актрис «Табакерки» поехали в Питер на свои деньги.
— Спектакль так задуман, что женщины играют мужчин, и наоборот. Так что я играю герцога Корнуэльского, а короля Лира — Роза Хайруллина. Все, что Костя рассказывает насчет «Лира», кажется мне страшно интересным. А в таких случаях я готова работать совсем без денег.
— С кем еще из режиссеров вам было бы интересно поработать?
— С Юрием Бутусовым. Недостижимая мечта — Эймунтас Някрошюс. Ну и Алвис Херманис. У него я бы мечтала сыграть на латышском языке, с латышскими актерами. А то, знаете, в последнее время язык в моем исполнении стал как-то подозрительно скрипеть. Когда такое замечаю, говорю себе «я — русская латышка», это многое объясняет.
— Среди любимых вами режиссеров — Миндаугас Карбаускис. Как вы относитесь к тому, что он возглавил Театр имени Маяковского?
— Очень хорошо отношусь. Ему сейчас необходимы свое пространство и свои актеры, но если позовет в качестве приглашенной актрисы — пойду с удовольствием. Я ведь как мой Тамерлан — всегда носом чую, где интересно.
— И где интересно? Каких ролей вы себе желаете?
— Не подумайте, что я кокетничаю, но ничего конкретного себе не желаю. Зачем? Если бы мне раньше кто-то сказал, что одной из моих любимых ролей будет собака, я бы не поверила, но ведь это так.
— Знаю, что в свободное время вы навещаете детей в больницах...
— Есть такая организация «Доктор Клоун». Когда дети попадают в больницы с тяжелыми диагнозами, для них переворачивается мир. Примириться с болью помогает доктор Клоун. Он может быть веселым, может дурачиться, кидаться подушками. Вот таким доктором-клоуном я иногда работаю — доктором Янкой.
— А отдыхать вы при таком раскладе хоть иногда успеваете?
— Безумно люблю танцевать и, бывает, в 9 утра бегу на занятия. Знакомые крутят пальцем у виска — лучше бы отдохнула. А я так отдыхаю! Еще я люблю бывать дома, с родными. Этим летом у меня была пара дней без репетиций, и я сразу полетела в Ригу. Без этого города не могу, очень скучаю. Я, наверное, как Антей, которому надо хоть изредка прикоснуться к родной земле.