В своей новой премьере «Плач палача» Марк Захаров тревожится о судьбе России. Захаров – кормчий московского театра выпускает премьеру раз в 1,5–2 сезона. Он работает над спектаклем, как коньячных дел мастер, томя свой замысел, как спирт в бочке, утомляя зрителей ожиданием.  На этот раз он брал тайм-аут после триумфального «Шута Балакирева», где речь шла о трагедии российской власти. Теперь масштабы изменились. В прицеле – вся страна.

Объединены две старые пьесы – «Ночной разговор» (1952) Фридриха Дюрренматта (диалог палача и жертвы) и «Эвридика» (1942) Жана Ануя (история античных героев, переселенных в послевоенную Францию). Но суммарный сюжет выходит все равно фирменным, захаровским: лав-стори на фоне общественных катаклизмов.

Героями нашего времени станут: провинциальная актриса Эвридика, девушка эффектная, но весьма доступная, и Орфей – в прошлом насоливший властям журналист, а ныне – привокзальный скрипач. Рядом с ними фигура очень современная, лихая: «работник системы ликвидации», Палач. В этой эффектной роли – Александр Абдулов. Со своей будущей жертвой он выпивает и закусывает, и делится накопившейся за годы работы болью о судьбе страны.

После диалога, убийца, симпатизируя жертве, не убивает Писателя, а переселяет его в реальность пьесы об Орфее и Эвридике, чтобы подвергнуть новому испытанию – испытанию любовью.

Какой конец будет у этой сказки, до времени умолчим. Скажем только, что в «Плаче палача» публицист в Захарове немного потеснил художника. Может быть, поэтому в спектакле больше внимания отдано Палачу-Абдулову, но не паре влюбленных, которую сыграют Александр Лазарев и Мария Миронова.

В остальном же зрителя ждет все то, чем славен Ленком: праздничная театральность, остроумный Леонид Броневой в роли отца Орфея, пиротехнические эффекты, тонкий сюрреалистический фокус, названный в программке «Шуткой палача».