Сенсация театрального лета: в «Коломенском», на берегу Москвы-реки, в спектакле «Кони ветра» играют настоящие кони! Это чудо называется конный театр «Зингаро», а режиссера-наездника из Франции зовут Бартабасом. «Загадочный», «завораживающий», «фантастический» – как только ни называют этот театр, в котором наравне с людьми выступают лошади. Они действуют на сцене и вместе с наездниками, и самостоятельно – осмысленно и одухотворенно.

Первым в списке наездников на афише нового спектакля «Кони ветра, или Loungta» значится сам Бартабас – человек-легенда, создавший этот не имеющий аналогов театр. Под номером 2 еще одна знаменитость – Ману, цыган Мануэль Бигарне, давно работающий в труппе Бартабаса.

Впрочем, «работа» здесь неуместное слово, как и «труппа». Бартабас настаивает на определении «племя», которое наиболее точно отражает смысл совместного существования лошадей и людей. С этого сезона в международном племени появился и русский – Игорь Верливской, некогда выступавший в цирке с наездниками братьями Кантемировыми. Кстати, хотя на афише театра наряду с наездниками и лошадьми значатся гуси и осел Мастер де Дье, сравнение с цирком – единственное, что может по-настоящему взбесить Бартабаса, самого утонченного бродягу, которого когда-либо знал мир.

Отречемся от старого мира

В России загадочного Бартабаса полюбили во время первых гастролей театра «Зингаро» два года тому назад. Журналисты давно раскопали, что Бартабас, окутывавший свое происхождение тайной, родился во вполне респектабельной французской семье. Но это не противоречит его репутации «человека ниоткуда». Бартабас давно разорвал все связи с миром, к которому принадлежал по рождению, и с тех пор не изменяет себе. Даже теперь, имея собственный театр и открыв конную школу в конюшнях Версаля, Бартабас живет в вагончике. И это человек, который ходит в сшитых на заказ сапогах от Hermes стоимостью с автомобиль-микролитражку! На сапоги налипают навоз и опилки, годы идут, а Бартабас остается все таким же – абсолютно свободным, не привязанным ни к чему, кроме дела, которым он занят.

Новый спектакль театра «Зингаро» – очередной этап духовных исканий. Маэстро отправляет нас на Восток, в Гималаи. Там, в монастыре Гиуто, Бартабас нашел новых актеров для своего театра – буддистских монахов в желтых одеждах. Непривычное для европейского уха звучание их голосов – музыкальное сопровождение спектакля «Кони ветра».

В прошлый раз, когда театр выступал в Москве на Международной театральной Олимпиаде со спектаклем «Триптих», все прошло чрезвычайно успешно. Публика так хорошо принимала театр, что Бартабас выбрал Москву для мировой премьеры нового спектакля. В театре говорят, что нигде не встречали такой публики и такого приема, как в России. И все потому, что русские гораздо лучше, чем, например, американцы, могут понять искусство, исполненное эмоций и ощущений. Даже зрители, которые приходили на спектакль просто «посмотреть на лошадок», проникались магией театра «Зингаро». «Весну священную» Стравинского, основную музыкальную тему спектакля «Триптих», простой для восприятия не назовешь, однако гудение тибетских монахов может показаться еще сложнее. Организаторы московских гастролей слегка волнуются.

Под сводом черного шатра

Обратив свой взгляд на загадочные просторы Тибета, Бартабас не стал буддистом. Он слишком свободен, чтобы принадлежать чему-то. В работе его лошадей мы увидим и элементы спортивной выездки, и классическую школу верховой езды, какой она сохранилась в старинной Венской школе, и новейшие достижения Марио Люраши, обучающего лошадей ходить под всадником без уздечки.

Бартабас называет свое искусство «волшебным алхимическим действием», а страну, в которую уводят нас за собой его грезы, «страной поэзии». Там два древних племени – лошади и люди – соединяются, чтобы вместе с нами пережить «настоящее тотальное приключение».

Что мы увидим, зайдя под таинственный черный шатер в Коломенском, предсказать невозможно. Наездники в огромных увенчанных черепами диковинных масках и пестрых расшитых одеждах выезжают на арену на невысоких лошадях из Аргентины. Что дальше? До премьеры сюжет спектакля остается тайной.  Увы, на этот раз мы не увидим «розовых» лошадей, так полюбившихся московской публике в спектакле «Триптих». Жеребцы по имени Нижинский и Баланчин в «Конях ветра» не заняты – их сменили Аполлон, Деметра, Пан... Всего двадцать шесть лошадей, каждая упомянута на афише наравне с наездниками, танцовщиками и монахами.

Для каждого спектакля Бартабас выбирает лошадей определенной масти. Как выбрать из них «звезду»? «Это как с людьми, – говорит Бартабас. – Вы никогда не можете сказать, почему вам вдруг становится симпатичен тот или иной человек. Вот и с лошадьми то же самое».

Завершив гастроли с очередным спектаклем (как правило, они длятся около двух лет), Бартабас отправляет конный состав на пенсию. С этого года – в королевские конюшни Версаля. Там отныне любой желающий в возрасте от 18 до 26 лет может изучать искусство конного театра. Среди студентов со всего мира есть и русская девушка. Актеры театра немного ревнуют Бартабаса к его новому детищу, но сейчас они заняты другим: работа над новым спектаклем закончена, и скоро буддистские флаги «Loungta» с изображениями коней заплещутся на московском ветру. Показав в Москве «Коней ветра», Бартабас намерен снова покорить весь мир.

23–25, 27, 28, 30, 31 мая, 1, 3, 4, 6–8, 10–12 июня. Музей-заповедник «Коломенское». Начало в 20.00. Билеты: 929-70-57, 730-16-48, 933-32-00, 258-00-00

 

Снимки театра «Зингаро» можно увидеть на персональной выставке фотографа Владимира Луповского.

27 мая – 21 июня. Галерея «Сэм Брук» (Таганская/Н. Таганский туп., 3, 915-75-78). Время работы: Вт-Сб 14.00-18.00. Вход свободный