На Чеховский фестиваль приезжает одна из самых радикальных режиссеров Италии — Эмма Данте со спектаклем «Трилогия очков». Тем, кто любит жесткий и яркий социальный театр, постановка точно понравится.

Чеховский фестиваль из года в год привозит в Москву своих любимцев: Робера Лепажа, Филиппа Жанти, Мэтью Боурна, ... Появлением в этой компании итальянки – авангардного театрального режиссера с Сицилии Эммы Данте – мы обязаны Году Италии в России.

У Эммы собственный театр Sud Costa Occidentale («Юго-западный берег»), постановки которого гремят на всю Европу. В них всегда рассказывается о маргиналах, о людях улиц (артистов Данте часто тоже набирает на улицах). Cani di bancata – спектакль о сицилийской мафии, Le pulle – о трансвеститах. «Я ищу персонажей в сомнительных местах, – говорит Эмма. – На задворках Палермо, на рынках, на площадях, в бедных кварталах и пивнушках, куда люди забиваются, как в нору. Мне нравится пересказывать современность – темную, грязную, отпетую. Одна из задач театра – показать зрителям то, чего они никогда не заметят сами».


Спектакль mPalermu, приезжавший в Москву на фестиваль NET, и вовсе возник благодаря найденным на помойке мешкам с вещами умершей старухи. Вся ее скудная жизнь, уместившаяся в двух пластиковых пакетах, оказалась никому не нужна. Так появилась постановка про сицилийскую «семейку Адамс», которая собирается вывезти бабушку на пикник к морю, но все никак не может выйти из дома: то одежда неподходящая, то матч высшей лиги по ТВ. Получился своеобразный портрет национального характера. Этим людям неведомо спокойствие и эмоциональное равновесие. Их то и дело швыряет от буйной радости к бешенству и обратно. Любая мелочь может стать причиной семейной драмы или всеобщего ликования. Они знают вкус жизни, от души объедаются пирожными, а потом устраивают пляски нагишом под импровизированным дождем.

Эмма Данте любит шокировать публику. Она заявляет, что ничего не имеет против вульгарности и порнографии – «ведь это часть жизни». В 2009 году она стала первой женщиной-режиссером, которой доверили открыть оперный сезон в La Scala. И ее «Кармен» стала самой скандальной премьерой последних лет. Работницы табачной фабрики у нее плескались в бассейне в одном исподнем и откровенно льнули друг к другу, а сама Кармен в исполнении молодой грузинки излучала убойную сексуальную энергию. После премьеры часть зала бешено аплодировала, а другая возмущенно свистела. 84-летний в ужасе бежал из театра, жалуясь журналистам, что «эта синьора превратила «Кармен» в шабаш…». А кардинал Бертони, известный как яростный противник романов Дэна Брауна, отлучил Данте от церкви.

Изначально на Чеховский фестиваль хотели привезти именно «Кармен», но финансовый кризис внес коррективы, и в результате в Москву едет «Трилогия очков». Это спектакль о бедных, старых и больных. О людях, которые надевают цветные очки, чтобы увидеть мир другим. Всем персонажам снится то, чего у них нет. Моряк, которого списали на берег, грезит о море. Мальчик-аутист, живущий в приюте, получает неожиданное исцеление. Древняя старуха воскрешает в воспоминаниях своего умершего мужа. Но постановки Эммы Данте – это не унылый социальный театр. Мрачноватое содержание она упаковывает в яркую форму: тут и маски комедии дель арте, и цирковые трюки. Поскольку актеры Sud Costa Occidentale играют на сицилийском диалекте, одинаково непонятном и в Москве, и в Риме, большую часть информации они стараются доносить с помощью пластики. В «Трилогии очков» количество текста постепенно уменьшается от сплошного словесного потока в первой части до почти безмолвной пантомимы в третьей. И последняя часть – самая сильная. Немощные старики на наших глазах превращаются в счастливых твистующих молодоженов и в танцевальной ретроспективе прокручивают всю свою жизнь.


Эмма родилась на Сицилии, в бедном квартале, где «не ходили ни в театр, ни в церковь, потому что не было нужды». Увидев однажды греческий театр в Сиракузах, она заболела сценой. Уехала в Рим, стала успешной актрисой, играла с и . Но вынуждена была вернуться в Палермо из-за болезни матери. Казалось, на карьере можно ставить крест. «Не было ни надежд, ни денег... Но чего у нас там было навалом, так это безработных. Я собрала кружок молодых людей, не профессионалов, и стала с ними заниматься», — вспоминала Данте.