Алла Шендерова
8 июня 2011

«Эоннагата»: Бог из машины

На Чеховский фестиваль привозят «Эоннагату» — уникальное шоу, придуманное Робером Лепажем. Один из мэтров современного искусства, канадский режиссер ставит спектакли, от которых приходят в восторг даже ненавистники театра.


Рассел Малифант в спектакле «Эоннагата»

Лепаж родился в 1957-м в канадском Квебеке — городе без театров. Его отец- таксист обожал рассказывать туристам про родной город, мать тоже любила вспоминать разные истории. Неудивительно, что их сын еще в детстве решил стать баснописцем. Потом, правда, передумал и поступил в драматический класс Квебекской консерватории. По окончании Лепаж несколько лет колесил по стране, пытаясь собрать собственную маленькую труппу. Успех пришел в 1985-м, когда он поставил «Трилогию драконов». История трех поколений жителей Квебека, поставленная и сыгранная так беспафосно, как бывает только в детских играх, стала сагой обо всем XX веке с его войнами и катастрофами — и потрясла всю Европу.

Говорить о своих бедах и обидах так, что они становятся личным переживанием каждого зрителя, — вот главный принцип Робера Лепажа. О смерти своей матери он сочинил спектакль «Обратная сторона Луны», после которого русский зритель тут же признал Лепажа своим, а критики вручили ему «Золотую маску». Герой спектакля (его сыграл сам Лепаж) — типичный чеховский недотепа, хотя и с канадским паспортом. В наследство от матери он получает ее старые платья и аквариумную рыбку по кличке Бетховен. Мечтая о космосе, летит в Москву, на встречу с космонавтом Леоновым. Но Бетховен в его отсутствие сдохнет, встречу он проспит, забыв перевести часы, а единственный близкий человек — брат — назовет его неудачником. И все же Лепаж подарит своему герою момент торжества, когда застрявший в аэропорту бедолага вдруг выйдет в открытый космос: особое зеркало над сценой создаст иллюзию, словно никакого земного притяжения нет и в помине.

Это сочетание новейших технологий и древних актерских хитростей, простых сюжетов и изысканной формы и есть фирменный рецепт Лепажа. Несколько лет назад ему предложили поставить спектакль к 200-летию Ганса Христиана Андерсена. Он придумал историю под названием «Про ект «Андерсен», в которой высмеяли юбилейную шумиху, и себя — застенчивого провинциала, получившего приглашение от парижской Гранд-опера, и директора этой самой Гранд-опера, который, направляясь на переговоры, всякий раз оказывается в борделе...

Как при этом Лепажу удается не впасть в пошлость, в попсу, в мексиканский сериал, объяснить трудно. Так же трудно понять, каким образом его артисты, собранные со всего мира и говорящие на разных языках, работают столь слаженно. Впрочем, режиссер часто говорит, что ему легче работать не в драме, а в опере — музыка вдохновляет его больше, чем слова.

Трудно назвать жанр, который не испробовал бы Робер Лепаж. Он пишет пьесы, ставит оперы и мюзиклы, снимает кино, режиссирует шоу Cirque du Soleil и рок-зведы Питера Гэбриэла. Его новый проект «Эоннагата» — история таинственного шевалье д`Эона, который жил в XVIII веке при дворе Луи ХV и менял свой пол в зависимости от обстоятельств. Говорят, ради того чтобы выйти на сцену рядом с великой балериной Сильви Гиллем, Лепаж сбросил 20 кило. Может, и врут, но ведь для него нет ничего невозможного. Это шоу одни критики называют драмой, другие балетом, а третьи сетуют, что для определения того, что делает Лепаж, надо придумать новый термин.

Его театр называется Ex Machina — по аналогии с приемом античного театра Deus Ex Machinа, когда по ходу представления с неба спускался бог и исправлял безвыходную ситуацию. Собственно, Лепаж — он и есть тот самый бог из машины. Живой театральный бог, благодаря которому говорить о конце театра еще рановато.

Отзывы о ««Эоннагата»: Бог из машины»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Выбор редакции

27 января (вс) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 января (вс) | 18:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

8 февраля (пт) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 8 февраля (пт) | 18:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

7 февраля (чт) | 18:00 | Школа драматического искусства, драма 7 февраля (чт) | 18:00

Ошеломляюще красивый спектакль о жизни Дмитрия Шостаковича и истории еврейского народа.

18 января (пт) | 18:00 | Около дома Станиславского (Новый зал), драма 18 января (пт) | 18:00

Восстановленный бесподобный спектакль Погребничко по Островскому.

25 января (пт) | 18:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 25 января (пт) | 18:00

Хит Семена Александровского о жизни эксцентричного предпринимателя Давида Яна.

9 февраля (сб) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 9 февраля (сб) | 19:00

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

7 февраля (чт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, балет 7 февраля (чт) | 19:00

Темпераментный мужской балет о воспитании характера и взрослении.

Премьера

27 января (вс) | 18:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 января (вс) | 18:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

9 февраля (сб) | 18:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 февраля (сб) | 18:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

26 января (сб) | 11:00 | Большой театр, балет 26 января (сб) | 11:00

Редкий балет Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского.

24 января (чт) | 18:00 | Московский театр юного зрителя, драма 24 января (чт) | 18:00

Глубокий и бескомпромиссный спектакль Камы Гинкаса о любви.

Фестиваль

19 января (сб) | 18:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 19 января (сб) | 18:00

Спектакль Андрея Могучего, поставленный как житие о странствиях души в поисках любви.