Полулюди-полукуклы, огромный лик Христа и наводнение на сцене —  Международный фестиваль им. Чехова приготовил зрителям немало сюрпризов.


Сцена из спектакля «Неподвижные пассажиры»

Фестиваль откроется «Бурей» английского режиссера Деклана Донелланна, которого в Москве знают как родного. Он уже ставил с русскими актерами «Бориса Годунова», «Двенадцатую ночь» и «Трех сестер». Вот и последняя пьеса Шекспира, сделанная все с той же командой — Игорь Ясулович, Александр Феклистов, Андрей Кузичев, Михаил Жигалов, — получилась у него нарочито прорусской. Герои «Бури» тут не далекие сказочные персонажи, а наши с вами современники. Волшебник Просперо в растянутых трениках — битый судьбою и прозябающий в нищете интеллигент, полуживотное Калибан — пошляк и завсегдатай пивных ларьков, дух воздуха Ариэль — «шестерка» в черном пиджаке поверх майки. А сцена свадьбы дочери Просперо Миранды тут превращается в народное гулянье в духе «Кубанских казаков»: такое уж у местных представление о прекрасном.

После парижской премьеры газеты захлебывались восторгами по поводу игры наших актеров, хотя вряд ли сумели считать и половину подтекстов, заложенных в спектакль обрусевшим англичанином. Потому что эта «Буря» — про нас и для нас.

Постановка итальянского радикала и провокатора, любимца Авиньонского фестиваля Ромео Кастелуччи, напротив, бесконечно далека от привычного нам театра. «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего» — это философская драма о поисках бога, которая разворачивается в стерильной белой комнате на фоне огромной репродукции картины Антонелло да Мессины «Спаситель мира». Но богоискательство, как всегда у Кастелуччи, выходит шокирующим. «Экскременты и Христос на одной сцене — это ни в коем случае не провокация, а наоборот, выражение сильнейшего религиозного чувства», — утверждает режиссер. Но в целом «Проект J» — не самое страшное и эпатажное произведение мрачного итальянского гностика, так что для приобщения к радикальному европейскому театру это весьма щадящий вариант.

Творения великого французского кукольника Филиппа Жанти обычно удивляют зрителей не меньше. И прежде всего — богатством фантазии режиссера, который на наших глазах создает сказочные миры и оживляет неодушевленные предметы. В «Неподвижных пассажирах» люди и куклы играют на равных, а иногда случаются и гибриды — пухлые пупсы с головами актеров, которые с удивлением исследуют свое тело. Как признается режиссер, зажатые в тесных каморках неподвижные пассажиры путешествуют не столько по реальному пространству, сколько по внутреннему ландшафту своего «я». Хотя и там случаются забавные и вполне бытовые ситуации вроде паники на бирже или неразберихи на паспортном контроле. В общем, рассказывать бесполезно — это нужно увидеть своими глазами.