Лейла Гучмазова
30 марта 2011

«Утраченные иллюзии»: Бальзак на пуантах

Через три недели в Большом — громкая премьера. Балет «Утраченные иллюзии», над которым потрудились сразу три мэтра: хореограф Алексей Ратманский, дирижер Александр Ведерников и композитор Леонид Десятников. Спектакль порадует и эстетов, и любителей путанных мелодрам про закулисную жизнь.


Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

Идея поставить героев Бальзака на пуанты родилась не в горячечном бреду. В тридцатые годы прошлого века в нашей стране к балету относились крайне серьезно и полагали за ним умение оттанцевать любой многотомный роман. Направление было модным и поощрялось властью: Пушкина станцевать — и то нет проблем, а уж Бальзака и подавно. Даже термин специальный придумали — драмбалет, и в 1936 году композитор Борис Асафьев написал музыку, а балетмейстер Ростислав Захаров поставил «Утраченные иллюзии» в Ленинграде на сцене Кировского театра. Одну из главных партий танцевала сама Галина Уланова.

Спустя почти семьдесят лет хореограф решил переместить эту ценность в новый контекст. Опыт перелицовки советского балета у него накопился изрядный («Болт», «Светлый ручей», «Пламя Парижа»). К тому же он выбрал в соратники композитора , с музыкой которого уже работал в одноактных балетах «Вываливающиеся старухи» и «Русские сезоны». Только прежде Ратманский ставил на готовые партитуры, а сейчас Десятников написал музыку специально для балета. Видимо, соблазнился тем, что по либретто главный герой Люсьен превратился из литератора в композитора, чем открыл поле для авторских рефлексий. Впрочем, и бальзаковские женщины теперь не актрисы, как в оригинале, а балерины, как любят в балете. Да и сюжет вечно актуальный: звезды-соперницы и их покровители воюют за власть в театре, а бедный композитор-дебютант от любви первой красавицы, успеха и светской жизни теряет голову, а затем честь и талант. Есть в сюжете и закулисная жизнь, а также поклонники, репортеры, клака, богема и прочее. Вроде бы Париж, а узнается любая столица с крупным театром.

Художниками спектакля стали приглашенные Жером Каплан и Венсан Милле, лишенные всяких «ахов-охов» по поводу легенд Улановой или ленинградского балета 30-х годов. Изголодавшиеся по партиям артисты Большого выстроились в очередь под раздачу ролейв результате главных героев репетируют пять (!) составов — все самые толковые и самые продвинутые молодые ребята. Всем им хватит работы, поскольку действо расписано по-хорошему — в нем целых три акта, хоть, по слухам, и небольших. В общем, остается считать дни в нетерпении. Однако у премьеры есть контекст.

Она затевалась, когда Ратманский еще был художественным руководителем балета Большого, а разрабатывалась, когда Десятников был музыкальным главой того же театра. И тот и другой расстались со своими постами не самым приятным образом, мягко говоря. Даже дирижер постановщик премьеры Александр Ведерников компонуется с авторами по общему принципу «не нашедших общего языка с Большим». То есть название балета, взятое у написанного пару веков назад романа, приобретает особый смысл и актуальность. Большой театр любит, когда на него работают, и мало ценит таланты. А связанные с ним иллюзии быстро развеиваются.

Большой театр, 24-29 апреля

Отзывы о ««Утраченные иллюзии»: Бальзак на пуантах»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

12 августа (вс) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 12 августа (вс) | 19:00

Щедро сдобренный черным юмором театральный комикс.

22 июля (вс) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 22 июля (вс) | 19:00

Булгаковский фельетон о театральном закулисье с Кириллом Пироговым в главной роли.

10 августа (пт) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 10 августа (пт) | 19:00

Пронзительная трагикомедия о любви, которой может быть слишком много.

25 июля (ср) | 19:00 | Театр Романа Виктюка, драма 25 июля (ср) | 19:00

Легендарный спектакль Романа Виктюка.

6 августа (пн) | 19:00 | Новая опера, опера 6 августа (пн) | 19:00

Постановка, которая дает понять, что такое вердиевский оперный театр – со страстями, слезами, нежностью и чудом пения.

23 июля (пн) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма, комедия 23 июля (пн) | 19:00

Суперхит фоменок по «школьной» пьесе Александра Островского.

Выбор редакции

18 июля (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 18 июля (ср) | 19:00

Хибла Герзмава в роли Медеи.

18 июля (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 18 июля (ср) | 19:00

Чудный Островский с Евгением Стебловым в роли богатого московского купца.

28 июля (сб) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 28 июля (сб) | 19:00

Аккуратная версия знаменитого романа с Екатериной Гусевой в роли Настасьи Филипповны.

24 июля (вт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 июля (вт) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.

22 июля (вс) | 19:30 | Современник, драма 22 июля (вс) | 19:30

Валентин Гафт и Саид Багов размышляют о смысле жизни.

1 августа (ср) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 1 августа (ср) | 19:00

Невероятный Дмитрий Сердюк в роли Чацкого.