За главные призы «Золотой маски» традиционно борются столичные театры. А московским зрителям фестиваль дает шанс увидеть театральный ландшафт за пределами Садового кольца.

«Семь лун», Театр «Ильхом», Ташкент

Жанр саундрамы, придуманный московским экспериментатором Владимиром Панковым, оказался востребованным экспортным продуктом. Поставив чеховскую «Свадьбу» в Белоруссии, режиссер принялся за узбекского классика Алишера Навои. Смешивая русский и староузбекский, драму и танец, аутентичную и современную музыку, актуальные политические темы и утонченную восточную лирику, Панков добивается редкого полифонизма. Оказывается, этнические мотивы могут выглядеть весьма современно.



Сцена из спектакля «Главное забыл»

«Главное забыл», «Такой театр», Санкт-Петербург

Спектакли этого частного питерского театра выглядят по-домашнему уютными, будто собрались старые друзья и валяют дурака в свое удовольствие. Да так оно и есть: эпистолярную повесть Шолом-Алейхема поставил Михаил Теплицкий, однокурсник основателя театра Александра Баргмана. Жизнелюбивого старика Менахема сыграл сам Баргман, а его верную жену Шейне — не менее верная соратница Ирина Полянская.



Сцена из спектакля «Жизнь человека»

«Жизнь человека», Театр «Театр», Пермь

Спектакль Бориса Мильграма по символистской пьесе Леонида Андреева, напротив, поражает размахом. Чтобы показать тщетность одной взятой человеческой жизни, режиссер нагнал на сцену 80 человек массовки: студентов, музыкантов, циркачей, танцоров и паркуристов. Эффект усиливают авангардные декорации Теодора Тэжика и космическая музыка Владимира Чекасина. Для этого ни на что не похожего зрелища даже выдумали особый жанр — арт-опера.



Сцена из спектакля «Фронтовичка»

«Фронтовичка», «Коляда-театр», Екатеринбург

Новый спектакль уральского самородка Николая Коляды поставлен по пьесе его юной ученицы Анны Батуриной, получившей, кстати, премию «Дебют». Это попытка нового поколения узнать и понять своих бабушек и дедушек. Душещипательную историю о девушке, которая искала, да не нашла своего счастья ни на войне, ни после, как обычно, в этом театре не только играют, но выпевают и вытанцовывают всем миром. Ведь героиня пытается вписаться в мирную жизнь, работая учительницей танцев в местном ДК.



Сцена из спектакля «Екатерина Ивановна»

«Екатерина Ивановна», Театр им. Ф. Волкова, Ярославль

Старейший русский театр тоже привозит в Москву Леонида Андреева. В постановке известного театрального хулигана и провокатора Евгения Марчелли пьеса о вечной войне полов выглядит не менее скандальной, чем сто лет назад. Рассказывая о сложных, садомазохистских отношениях одной супружеской четы, режиссер выстраивает ряд ярких, хлестких, эпатирующих сцен, заставляющих зрителей нервно ерзать в креслах.